Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливает особенности государственной охраны объектов культурного наследия Курской области.
Статья 1. Правовое регулирование настоящего Закона
Правовое регулирование отношений в области государственной охраны объектов культурного наследия Курской области основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов Курской области.
Статья 2. Предметы регулирования настоящего Закона
Предметами регулирования настоящего Закона являются:
1) отношения, возникающие в области государственной охраны объектов культурного наследия Курской области;
2) особенности отношений, возникающих в области государственной охраны и обеспечения сохранности исторических поселений в Курской области;
3) особенности владения, распоряжения и пользования объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Курской области.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
видовые признаки объектов культурного наследия - историко-культурные и иные признаки объектов недвижимости, определяющие их отнесение к одному из видов объектов культурного наследия;
областной реестр объектов культурного наследия (далее также - областной реестр) - государственная информационная система Курской области, содержащая сведения, необходимые для реализации государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, и являющаяся в части этих сведений основой для осуществления мероприятий, использующих (учитывающих) данную информацию;
государственный учет объектов культурного наследия Курской области - система мероприятий по специальному учету объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия, в соответствии с требованиями государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
историко-культурные опорные планы исторических поселений Курской области - государственные информационные системы, содержащие сведения, необходимые для реализации государственной охраны населенных пунктов Курской области как исторических поселений, и являющиеся в части этих сведений основой для осуществления мероприятий, использующих (учитывающих) данную информацию;
исторически ценный градоформирующий объект - подлежащие государственной охране в историческом поселении планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением и иные объекты, представляющие историко-культурную ценность;
исторические границы - границы земель или территорий, установленные на основе историко-архивных и (или) иных изысканий с учетом требований сохранения предмета охраны или историко-культурной ценности объекта культурного наследия;
объект современного строительства - объект недвижимости, с момента создания которого прошло менее сорока лет;
объект, заявленный для проведения государственной историко-культурной экспертизы, - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, подлежащий государственной историко-культурной экспертизе в целях: обоснования включения объекта культурного наследия в реестр; определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра; определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также проектов проведения указанных работ требованиям государственной охраны объекта культурного наследия; определения степени соответствия проектной документации и производственных работ нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия; отнесения объекта кул
ьтурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия;
объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, - объект недвижимого имущества со связанными с ним произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникший в результате исторических событий, являющийся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинным источником информации о зарождении и развитии культуры;
объект, представляющий историко-культурную ценность, - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, отнесенный в установленном порядке к объектам, представляющим историко-культурную ценность;
охранные документы - документы, определяющие условия обеспечения государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
охранный статус объекта недвижимости (далее также - охранный статус) - правовое положение объекта недвижимости, отнесенного в установленном порядке к объектам культурного наследия, обусловленное требованиями его государственной охраны, сохранения, использования и популяризации.
Статья 4. Состав и виды объектов культурного наследия
1. Объекты культурного наследия Курской области включают в себя объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, объекты, представляющие историко-культурную ценность, а также их территории.
2. Объекты культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством подразделяются на виды. Отнесение объекта культурного наследия к конкретному виду осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 5. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством подразделяются на категории историко-культурного значения (далее также - категории).
Статья 6. Полномочия Курской областной Думы
К полномочиям Курской областной Думы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области относятся:
1) осуществление права законодательной инициативы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
2) формирование и совершенствование системы законодательных актов Курской области в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области;
3) утверждение областных целевых программ в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области;
4) установление административной ответственности должностных лиц, физических и юридических лиц за нарушения требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;
5) утверждение перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия Курской области, находящихся в государственной собственности Курской области.
Статья 7. Полномочия Губернатора Курской области
К полномочиям Губернатора Курской области в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области относятся:
1) обеспечение государственного управления в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области в пределах своей компетенции;
2) определение порядка деятельности и обеспечение функционирования органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
3) принятие в порядке, установленном настоящим Законом, решения об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения;
4) согласование в случаях, установленных федеральным законодательством, и в порядке, определенном настоящим Законом, решений Правительства Российской Федерации о включении объекта культурного наследия регионального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - единый реестр);
5) обращение в федеральный орган охраны объектов культурного наследия об исключении объекта культурного наследия из единого реестра в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения;
6) утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
7) установление границ, определение порядка организации и режима содержания историко-культурного заповедника регионального значения;
8) представление объектов культурного наследия, расположенных на территории Курской области, для включения в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО;
9) установление порядка и обеспечение формирования, ведения и использования историко-культурных опорных планов исторических поселений Курской области;
10) установление порядка оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;
11) определение порядка установления льготной арендной платы, ее размеров в отношении культурного наследия, находящегося в государственной собственности Курской области;
12) представление на утверждение в Курскую областную Думу перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Курской области;
13) согласование решений Правительства Российской Федерации о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета, принятие решений в порядке, установленном настоящим Законом, о воссоздании объектов недвижимости на месте утраченных объектов культурного наследия;
14) установление в случаях, определенных настоящим Законом, ограничений при пользовании объектами культурного наследия;
15) осуществление международных и межрегиональных связей в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в пределах своей компетенции;
16) заключение и организация выполнения договоров и соглашений Курской области в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, зарубежными партнерами.
Статья 8. Орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
1. Губернатор Курской области непосредственно или через орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, реализует свои полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия Курской области.
2. Полномочия органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, устанавливаются федеральным законодательством и законодательством Курской области.
3. Распорядительные документы органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с объектами культурного наследия Курской области.
4. В целях оказания содействия органу исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченному осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, при нем могут быть образованы предприятия, учреждения или организации, осуществляющие свою деятельность в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
5. Орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения федерального законодательства, законодательства Курской области.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления Курской области в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области относятся:
1) оказание содействия органу исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченному осуществлять государственный контроль в области охраны, сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории соответствующего муниципального образования;
2) охрана и обеспечение сохранения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
3) содержание и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования, с учетом установленных требований их государственной охраны, сохранения и популяризации;
4) определение порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования;
5) установление порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания по согласованию с органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Статья 10. Участие юридических и физических лиц в мероприятиях по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия
Юридические и физические лица вправе оказывать содействие органу исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченному осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в осуществлении мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия Курской области в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.
Статья 11. Источники финансирования мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия
1. Источниками финансирования мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия Курской области являются:
1) федеральный бюджет;
2) областной бюджет;
3) местные бюджеты;
4) внебюджетные средства.
2. Привлечение и расходование внебюджетных средств на финансирование мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством и законодательством Курской области с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статья 12. Целевые программы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Курской области
1. В целях обеспечения государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории Курской области реализуются федеральные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее также - федеральные программы охраны объектов культурного наследия) и областные целевые программы по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (далее также - целевые программы Курской области по охране объектов культурного наследия).
2. Порядок формирования, финансирования и реализации на территории Курской области федеральных программ охраны объектов культурного наследия определяется федеральным законодательством и законодательством Курской области с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
3. Выполнение федеральных программ охраны объектов культурного наследия осуществляется при участии органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
4. Целевые программы Курской области по охране объектов культурного наследия разрабатываются на основании мониторинга данных областного реестра, утверждаются и реализуются в установленном порядке.
5. Государственным заказчиком целевых программ Курской области по охране объектов культурного наследия является орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 13. Предмет государственной охраны объектов культурного наследия Курской области
1. В Курской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом государственной охране подлежат объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, объекты, представляющие историко-культурную ценность, иные объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в пределах их компетенции.
2. Государственная охрана выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих историко-культурную ценность, а также иных объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Законом и актами органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 14. Мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия Курской области
Государственная охрана объектов культурного наследия Курской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом включает в себя следующие мероприятия:
1) государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
2) государственный учет объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников;
3) проведение историко-культурной экспертизы;
4) формирование, ведение и использование областного реестра, а также областного реестра в едином реестре;
5) установление ответственности за нарушение требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и вред, причиненный объектам культурного наследия в результате нарушений федерального законодательства и настоящего Закона;
6) согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной, строительной или иной проектной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима;
7) контроль за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями федерального законодательства и настоящего Закона;
8) установление границ территорий объектов культурного наследия как объектов градостроительной деятельности особого регулирования, а также границ территорий выявленных объектов культурного наследия и объектов, представляющих историко-культурную ценность;
9) разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;
10) организацию историко-культурных заповедников;
11) формирование, ведение и использование историко-культурных опорных планов исторических поселений Курской области;
12) историко-культурную оценку территорий Курской области;
13) выдачу разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории Курской области;
14) согласование проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории Курской области и проектов проведения указанных работ;
15) выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность;
16) установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;
17) контроль за состоянием объектов культурного наследия Курской области;
18) иные мероприятия, проведение которых отнесено федеральным законодательством и законодательством Курской области к полномочиям органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 15. Банк данных государственной охраны объектов культурного наследия Курской области
1. Документы государственной охраны объектов культурного наследия Курской области, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом, а также иные необходимые для обеспечения государственной охраны документы, установленные органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, подлежат включению в банк данных государственной охраны объектов культурного наследия Курской области (далее также - банк данных государственной охраны).
2. Документы банка данных государственной охраны подлежат бессрочному хранению органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Изъятие указанных документов из документальных фондов органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не допускается.
3. На основе банка данных государственной охраны формируются информационные ресурсы областного реестра и раздела Курской области в едином реестре.
Статья 16. Организация и осуществление государственного учета объектов культурного наследия Курской области
1. Государственный учет объектов культурного наследия Курской области (далее также - государственный учет) является основой его государственной охраны, сохранения, использования и популяризации и проводится в целях обеспечения сведений об объектах культурного наследия.
2. Объекты культурного наследия Курской области, а также зоны охраны объектов культурного наследия и историко-культурные заповедники подлежат государственному учету независимо от того, в чьем владении, распоряжении и пользовании они находятся.
3. Порядок государственного учета устанавливается федеральным законодательством.
4. Государственный учет в целях настоящего Закона включает в себя:
1) выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и формирование предложений в отношении их историко-культурной ценности;
2) проведение историко-культурных исследований, научное изучение и инвентаризацию объектов культурного наследия;
3) подготовку рекомендаций для формирования заключений государственной историко-культурной экспертизы;
4) представление выявленного объекта культурного наследия в уполномоченный орган государственной власти для принятия решения об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом;
5) подготовку и согласование решений уполномоченных органов государственной власти об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия или внесении изменений в решение об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия;
6) документационное обеспечение банков данных государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
7) формирование и публикацию перечней объектов культурного наследия, научных тематических каталогов, а также иных научно-информационных материалов;
8) организацию установки на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информационных надписей и обозначений;
9) подготовку документов с целью представления объекта культурного наследия для включения в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
5. Государственный учет объектов культурного наследия Курской области осуществляют федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в пределах своей компетенции.
6. Формы документов государственного учета, правила их формирования и ведения, порядок использования определяются федеральным законодательством, а также органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 17. Выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия
1. Выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется в процессе историко-культурных исследований, инвентаризации объектов культурного наследия или при проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
2. Юридическое или физическое лицо, обнаружившее объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, обязано письменно сообщить о нем в орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в десятидневный срок с момента обнаружения.
3. Орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, организует выявление, научное изучение объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и формирование учетной документации.
4. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого выполнены мероприятия, указанные в части 3 настоящей статьи, может быть отнесен к объектам культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом. До принятия решения об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия или об отказе в принятии такого решения, объект считается объектом, представляющим историко-культурную ценность, и подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Законом.
5. Перемещение или изменение объектов, указанных в части 4 настоящей статьи, может быть произведено лицом, получившим разрешение органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на проведение этих работ только после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности данных объектов при их перемещении или изменении. Перечень этих мероприятий устанавливается органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
6. Снос объектов, указанных в части 4 настоящей статьи, может быть осуществлен лицом, получившим разрешение органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на проведение этих работ только после изучения и фиксации данных объектов органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
7. Расходы, связанные с осуществлением работ, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, производятся за счет лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение объектов, указанных в части 4 настоящей статьи.
Статья 18. Историко-культурные исследования в Курской области
1. Историко-культурные исследования в Курской области проводятся в целях обеспечения государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия и включают в себя историко-градостроительные, историко-архитектурные, мемориальные, археологические и иные виды исследований.
2. Историко-культурные исследования выполняются в отношении исторических территорий Курской области, их частей, а также отдельных объектов недвижимости.
3. Историко-культурные исследования исторических территорий Курской области проводятся в рамках целевых программ Курской области по охране объектов культурного наследия.
4. Историко-культурные исследования отдельных объектов недвижимости, в том числе земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, проводятся по заказу собственников или пользователей указанных объектов органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или иными лицами, имеющими лицензию на деятельность по реставрации памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством, под контролем органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
5. Историко-культурные исследования объектов археологического наследия осуществляются при обязательном наличии специального разрешения - "открытого листа", выдаваемого и регистрируемого в порядке, установленном федеральным законодательством.
6. Материалы историко-культурных исследований должны содержать выводы и рекомендации по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Порядок оформления материалов историко-культурных исследований, порядок представления их на согласование определяется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Один согласованный экземпляр материалов историко-культурного исследования безвозмездно передается органу исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченному осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и подлежит включению в банк данных государственной охраны.
7. При недостаточности полученных в результате историко-культурных исследований материалов для решения задач государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, а также в случае противоречия данных исследований требованиям федерального законодательства или настоящего Закона орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, вправе организовывать дополнительные исследования.
Статья 19. Инвентаризация объектов культурного наследия
1. Инвентаризация объектов культурного наследия в Курской области осуществляется в целях обеспечения мониторинга данных об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, объектах, представляющих историко-культурную ценность, их территориях.
2. Инвентаризации подлежат объекты культурного наследия независимо от их вида, технического состояния, категории историко-культурной значимости или историко-культурной ценности, формы собственности или ведомственной принадлежности.
3. Инвентаризация объектов культурного наследия осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также под его контролем юридическими и (или) физическими лицами.
4. Собственники и пользователи объектов культурного наследия обязаны содействовать органу исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченному осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в проведении инвентаризации и безвозмездно предоставлять заверенные в установленном порядке копии документов, определенных федеральным законодательством и законодательством Курской области в качестве обязательных для осуществления прав владения, распоряжения или пользования данным объектом или земельным участком.
5. Результаты инвентаризации оформляются в инвентаризационных документах, состав, формы, порядок формирования и ведения которых определяются органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Инвентаризационные документы подлежат включению в банк данных объектов культурного наследия Курской области.
Статья 20. Отнесение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, к объектам культурного наследия
1. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, по результатам государственной историко-культурной экспертизы может быть отнесен к выявленным объектам культурного наследия или к объектам, представляющим историко-культурную ценность.
2. Документы, сформированные в установленном порядке в отношении выявленного объекта культурного наследия, за исключением документов в отношении выявленных объектов археологического наследия, представляются государственным органом охраны памятников Курской области Губернатору Курской области для принятия решения об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения.
3. Документы, сформированные в установленном порядке в отношении выявленного объекта археологического наследия, представляются государственным органом охраны памятников Курской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для последующего их представления в Правительство Российской Федерации с целью принятия решения об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия федерального значения.
4. Выявленный объект культурного наследия может быть непосредственно отнесен к объектам культурного наследия федерального значения в порядке, установленном федеральным законодательством.
5. Документы, сформированные в установленном порядке в отношении объекта, представляющего историко-культурную ценность, представляются в орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 21. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия
1. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
2. Решение об изменении категории объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения на категорию федерального значения принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласованному с Губернатором Курской области.
3. Решение об изменении категории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на категорию регионального значения принимается Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласованному с соответствующим органом местного самоуправления.
4. Решение об изменении категории объекта культурного наследия федерального значения на категорию регионального значения или местного (муниципального) значения принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласованному соответственно с Губернатором Курской области или с органом местного самоуправления, на территории которого находится данный объект.
5. Решение об изменении категории объекта культурного наследия регионального значения на категорию местного (муниципального) значения принимается Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласованному с соответствующим органом местного самоуправления.
Статья 22. Изменение охранного статуса объекта недвижимости
1. Изменение охранного статуса объекта недвижимости осуществляется в случае отнесения данного объекта в установленном порядке к объектам культурного наследия всех видов и категорий, изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, а также в случае полной физической утраты объекта, полной либо частичной утраты им историко-культурного значения или историко-культурной ценности.
2. В случае полной физической утраты объекта культурного наследия Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Губернатора Курской области, вносит необходимые изменения в решение (решения) об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия.
3. В случае полной физической утраты выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, вносит необходимые изменения в решение (решения) об отнесении данного объекта к выявленным объектам культурного наследия или объектам, представляющим историко-культурную ценность.
4. В случае частичной утраты историко-культурного значения объекта культурного наследия его категория может быть изменена в порядке, установленном федеральным законодательством и статьей 24 настоящего Закона.
5. В случае полной утраты историко-культурного значения объект культурного наследия в установленном порядке на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы подлежит отнесению к объектам, представляющим историко-культурную ценность.
6. Отнесение частично утратившего историко-культурную ценность выявленного объекта культурного наследия к объектам, представляющим историко-культурную ценность, осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке.
Статья 23. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия
1. На объектах культурного наследия, расположенных на территории Курской области, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию о его предмете охраны (далее также - информационные надписи и обозначения).
2. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется федеральным законодательством.
3. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения и их содержания определяется Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
4. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, находящихся в собственности физических и юридических лиц, и их содержание осуществляются за счет собственников данных объектов.
Статья 24. Общие вопросы областного реестра объектов культурного наследия
1. В целях обеспечения государственного управления, государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, отнесенных федеральным законодательством и настоящим Законом к компетенции органов государственной власти Курской области, устанавливается ведение областного реестра объектов культурного наследия.
2. Формирование и ведение областного реестра осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в документальном и автоматизированном представлении.
3. Документальное представление областного реестра создается в виде совокупности комплектов документов реестра по каждому объекту, учитываемому в областном реестре (далее также - объект учета областного реестра).
Автоматизированное представление областного реестра создается на основе документального представления областного реестра с использованием автоматизированных технологий и имеет одинаковую с ним юридическую силу. В случае разночтения сведений документа областного реестра и соответствующих сведений автоматизированного представления приоритет имеют сведения документа.
4. Сведения, содержащиеся в документах областного реестра, подразделяются на основные и дополнительные.
Основными являются сведения областного реестра, содержащие информацию об объектах культурного наследия в объеме, подлежащем включению в областной реестр, в соответствии с федеральным законодательством.
Дополнительными являются сведения областного реестра, содержащие информацию об объектах культурного наследия, их территориях, зонах охраны объектов культурного наследия, не определенные в абзаце втором настоящего текста, но необходимые для осуществления их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, а также сведения о выявленных объектах культурного наследия, объектах, представляющих историко-культурную ценность, их территориях, историко-культурных заповедниках, землях историко-культурного назначения и исторических поселениях Курской области.
Статья 25. Принципы формирования областного реестра
1. Формирование областного реестра осуществляется путем внесения в него сведений об объектах культурного наследия, зонах охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедниках, землях историко-культурного назначения и исторических поселениях Курской области.
2. Сведения об объекте культурного наследия федерального значения вносятся в областной реестр на основании решения Правительства Российской Федерации.
3. Сведения об объекте культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения вносятся в областной реестр на основании решения Губернатора Курской области.
4. Сведения о выявленном объекте культурного наследия или объекте, представляющем историко-культурную ценность, вносятся в областной реестр на основании оформленного в установленном порядке заключения историко-культурной экспертизы.
5. Сведения о зоне охраны объекта культурного наследия, историко-культурном заповеднике, землях историко-культурного назначения или исторических поселениях Курской области вносятся в областной реестр на основании соответствующего решения Правительства Российской Федерации, Губернатора Курской области или органа местного самоуправления.
6. В случае, если Правительством Российской Федерации или Губернатором Курской области в отношении выявленного объекта культурного наследия в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом, не принято решение об отнесении его к объектам культурного наследия, данный объект учитывается в областном реестре как объект, представляющий историко-культурную ценность, если иное не определено соответствующим решением Правительства Российской Федерации или Губернатора Курской области.
7. В случае отмены (изменения) решения Правительства Российской Федерации или решения Губернатора Курской области об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом, данный объект учитывается в областном реестре как объект, представляющий историко-культурную ценность, если иное не определено соответствующим решением Правительства Российской Федерации или Губернатора Курской области.
Статья 26. Сроки формирования областного реестра
1. Формирование областного реестра в отношении объекта культурного наследия осуществляется в десятидневный срок с момента поступления в орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, решения Правительства Российской Федерации или Губернатора Курской области в пределах их компетенции соответствующих документов, установленных законодательством.
2. Формирование областного реестра в отношении выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, осуществляется в десятидневный срок с момента поступления в орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, оформленного в установленном порядке заключения историко-культурной экспертизы.
3. Формирование областного реестра в отношении зоны охраны объекта культурного наследия, историко-культурного заповедника, земель историко-культурного назначения или исторических поселений Курской области осуществляется в тридцатидневный срок с момента поступления в орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, решения Правительства Российской Федерации, Губернатора Курской области или органа местного самоуправления в пределах их компетенции соответствующих документов, установленных законодательством.
Статья 27. Принципы ведения областного реестра
1. Ведение областного реестра включает в себя:
1) установление соответствия между объектом, в отношении которого принято решение Правительства Российской Федерации, Губернатора Курской области или органа местного самоуправления, и объектом учета областного реестра;
2) присвоение реестрового номера объекту учета областного реестра;
3) мониторинг данных, внесенных в областной реестр;
4) документационное обеспечение областного реестра;
5) формирование автоматизированного представления и специализированных информационных ресурсов областного реестра.
2. Установление соответствия между объектом, в отношении которого принято решение Правительства Российской Федерации, Губернатора Курской области, органа местного самоуправления или заключение историко-культурной экспертизы, и объектом учета областного реестра осуществляется в целях:
1) однозначной идентификации объекта недвижимости;
2) выявления ошибок и неточностей, допущенных при подготовке и принятии решения или заключения историко-культурной экспертизы;
3) выявления изменений в сведениях об объектах учета областного реестра, произошедших в процессе подготовки и принятия решения или заключения историко-культурной экспертизы.
3. В случае обнаружения несоответствия данных, указанных в части 2 настоящей статьи, орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, обязан в течение тридцати дней обратиться в федеральный орган охраны объектов культурного наследия, к Губернатору Курской области, в орган местного самоуправления или орган историко-культурной экспертизы с предложениями о внесении необходимых изменений в соответствующее решение.
4. До принятия решения соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления о внесении необходимых изменений, а также до изменения заключения историко-культурной экспертизы, орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, обязан при предоставлении информации об объектах учета областного реестра информировать о выявленных несоответствиях.
5. Присвоение реестрового номера объекту учета областного реестра осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
6. Мониторинг данных, внесенных в областной реестр, осуществляется в целях своевременного изменения сведений об объектах учета областного реестра.
7. Порядок документационного обеспечения, перечень и формы документов областного реестра, а также порядок формирования автоматизированного представления и специализированных информационных ресурсов областного реестра определяются органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 28. Принципы использования областного реестра
1. Использование данных областного реестра осуществляется в виде предоставления информации по запросам физических или юридических лиц, а также в виде информационного взаимодействия с иными информационными системами, использующими (учитывающими) информацию областного реестра.
2. Предоставление информации областного реестра по запросу физического или юридического лица осуществляется путем изготовления и передачи на бумажных носителях:
1) выписки из областного реестра по одному или нескольким объектам учета;
2) заверенных органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, копий документов, включенных в документационное обеспечение областного реестра.
3. Предоставление информации областного реестра в виде информационного взаимодействия осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, юридическому лицу, уполномоченному в установленном порядке на ведение государственной информационной системы, использующей (учитывающей) информацию об объектах учета областного реестра, путем организации периодического изготовления и передачи на бумажных или электронных носителях:
1) данных областного реестра по одному или нескольким объектам учета;
2) копий документов или сведений о документах, включенных в документационное обеспечение областного реестра.
4. В предоставлении информации областного реестра может быть отказано в случаях:
1) требования о предоставлении сведений областного реестра в объеме сверх установленного федеральным законодательством и настоящим Законом;
2) требования о предоставлении сведений областного реестра в форме, не установленной частью 2 настоящей статьи или соответствующим соглашением;
3) ненадлежащего оформления запроса.
5. При предоставлении данных областного реестра в отношении объектов учета, являющихся объектами культурного наследия, в обязательном порядке указываются установленные федеральным законодательством реквизиты данного объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
6. Использование информации областного реестра осуществляется за плату. Порядок оплаты за использование информации областного реестра, перечень информационных услуг, связанных с использованием данных областного реестра, предоставляемых бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходов на оказание соответствующих информационных услуг, устанавливается органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 29. Земли историко-культурного назначения в Курской области
1. В Курской области в соответствии с федеральным законодательством к землям историко-культурного назначения относятся:
1) земли объектов культурного наследия;
2) земли достопримечательных мест;
3) земли военных и гражданских захоронений.
2. Земли историко-культурного назначения в Курской области подразделяются на земли историко-культурного назначения федерального значения, земли историко-культурного назначения регионального значения и земли историко-культурного назначения местного значения.
3. Порядок отнесения земель к землям историко-культурного назначения федерального значения, порядок использования и охраны указанных земель определяются федеральным законодательством.
4. Порядок отнесения земель к землям историко-культурного назначения регионального или местного значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, согласованному с органами исполнительной власти Курской области, уполномоченным и в области архитектуры и градостроительства, земельных отношений, а в отношении земель историко-культурного назначения местного значения - также с соответствующими органами местного самоуправления.
5. Особенности государственной охраны, сохранения, а также владения, распоряжения и пользования землями историко-культурного назначения устанавливаются федеральным законодательством и настоящим Законом.
Статья 30. Земли объектов культурного наследия
1. Земли объектов культурного наследия в Курской области устанавливаются в целях обеспечения государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
2. Граница земель объекта культурного наследия федерального значения устанавливается в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Граница земель объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения устанавливается Губернатором Курской области.
4. Проект границ земель объекта культурного наследия разрабатывается под контролем органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия и правил землепользования и застройки, установленных в Курской области.
5. Проект границ земель объекта культурного наследия подлежит согласованию с органами исполнительной власти Курской области, уполномоченными в области архитектуры и градостроительства, земельных отношений, а в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - также с органами местного самоуправления.
6. Земельные участки в границах земель объектов культурного наследия, за исключением земель, занятых ансамблями, достопримечательными местами, а также объектами археологического наследия, в целях настоящего Закона признаются неделимыми, если иное не установлено федеральным законодательством.
7. Разделение земель, занятых ансамблем, достопримечательным местом или объектом археологического наследия, на самостоятельные земельные участки осуществляется органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным в области земельных отношений, по согласованию с органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Курской области.
8. В случае, если земли объекта культурного наследия, признаваемые в целях настоящего Закона неделимым земельным участком, были ранее разделены на самостоятельные земельные участки, орган исполнительной власти Курской области, уполномоченный в области земельных отношений, по согласованию с органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляет мероприятия по консолидации указанных земельных участков в единый земельный участок, который по итогам консолидации признается неделимым.
Статья 31. Земли достопримечательных мест
1. Земли достопримечательных мест в Курской области устанавливаются в целях обеспечения сохранения соответствующих объектов, представляющих историко-культурную ценность.
2. Граница земель достопримечательного места устанавливается Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, согласованному с органами исполнительной власти Курской области, уполномоченными в области архитектуры и градостроительства, земельных отношений, на основании заключения историко-культурной экспертизы.
3. Проект границ земель достопримечательного места исторической среды разрабатывается под контролем органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия и правил землепользования и застройки, установленных в Курской области.
Статья 32. Земли военных и гражданских захоронений
1. Земли военных и гражданских захоронений в Курской области устанавливаются в целях обеспечения сохранения указанных захоронений в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Правовой режим земель военных и гражданских захоронений, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия, выявленным объектам культурного наследия или объектам, представляющим историко-культурную ценность, регулируется федеральным законодательством и настоящим Законом.
3. Земельные участки военных и гражданских захоронений, указанные в части 2 настоящей статьи, в целях настоящего Закона признаются неделимыми.
4. Порядок отнесения земель Курской области, не указанных в части 2 настоящей статьи, к землям военных и гражданских захоронений, порядок их использования и охраны, а также особенности владения, распоряжения и пользования указанных земель устанавливаются федеральным законодательством.
Статья 33. Особенности государственной охраны земель историко-культурного назначения
1. Земли историко-культурного назначения в Курской области подлежат государственной охране в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
2. Требования к обеспечению государственной охраны земельных участков в границах земель историко-культурного назначения устанавливаются в охранных обязательствах, охранно-арендных договорах и охранных договорах объектов культурного наследия, а также в иных документах, подтверждающих права владения, распоряжения и пользования соответствующими земельными участками.
3. Требования к обеспечению государственной охраны земель историко-культурного назначения являются ограничениями (обременениями) собственников, землевладельцев, землепользователей соответствующих земельных участков и подлежат государственной регистрации в порядке, определенном федеральным законодательством, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
4. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, Губернатором Курской области по представлению государственного органа охраны памятников Курской области может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
5. Документы по землям историко-культурного назначения Курской области, установленные федеральным законодательством и законодательством Курской области, подлежат включению в банк данных государственной охраны.
6. Сведения о границах и режимах охраны, сохранения и использования земель историко-культурного назначения подлежат внесению в государственный земельный кадастр Курской области в установленном порядке.
Статья 34. Территории объектов культурного наследия
1. Территории объектов культурного наследия в Курской области устанавливаются в целях обеспечения государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих историко-культурную ценность, а также иных исторически и функционально связанных с ними объектов недвижимости.
2. Границы, режимы охраны и использования территории объекта культурного наследия федерального значения устанавливаются в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Границы, режимы охраны и использования территории объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения устанавливаются решением Губернатора Курской области.
4. Границы, режимы охраны и использования территории выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, устанавливаются органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основании заключения историко-культурной экспертизы.
5. Проект границ территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, разрабатывается под контролем органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия и правил землепользования и застройки, установленных в Курской области.
6. Проект границ территории, указанной в части 5 настоящей статьи, подлежит согласованию с органами исполнительной власти Курской области, уполномоченными в области архитектуры и градостроительства, земельных отношений, а в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - также с соответствующими органами местного самоуправления.
7. Земельные участки в границах территории объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.
Статья 35. Зоны охраны объектов культурного наследия
1. В Курской области в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом на сопряженных с ними территориях устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия: охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.
2. Проекты зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон разрабатываются органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или юридическими или физическими лицами, имеющими лицензию на деятельность по реставрации памятников истории и культуры, под контролем органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
3. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются федеральным законодательством.
4. Границы зон охраны объекта культурного наследия, за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, согласованного в отношении объектов культурного наследия федерального значения с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
5. Действующая градостроительная и проектная документация не должна противоречить утвержденным границам зон охраны объектов культурного наследия, режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
6. Сведения о границах и режимах содержания и использования зон охраны объектов культурного наследия подлежат внесению в государственный земельный кадастр Курской области и государственный градостроительный кадастр Курской области в порядке, установленном настоящим Законом, если иное не определено федеральным законодательством.
Статья 36. Историко-культурные заповедники
1. В отношении достопримечательного места, расположенного на территории Курской области и представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурным заповедникам.
2. Содержание историко-культурного заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, регулируется федеральным законодательством.
3. Историко-культурные заповедники в Курской области могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
4. Граница историко-культурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана с учетом документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница:
1) в отношении историко-культурного заповедника федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
2) в отношении историко-культурного заповедника регионального или местного (муниципального) значения - органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
5. Граница историко-культурного заповедника в Курской области может не совпадать с границей достопримечательного места.
6. Решение об организации историко-культурного заповедника федерального значения принимается в порядке, установленном федеральным законодательством, по согласованию с Губернатором Курской области.
7. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального или местного (муниципального) значения, его граница и режим содержания устанавливаются Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, согласованному в отношении историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения с соответствующим органом местного самоуправления.
Статья 37. Предмет охраны исторических поселений в Курской области
Предметом государственной охраны исторических поселений в Курской области являются объекты культурного наследия, а также расположенные в административных границах исторических поселений иные культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность.
Статья 38. Особое регулирование градостроительной деятельности в границах исторических поселений Курской области
1. Особое регулирование градостроительной деятельности в границах исторических поселений Курской области осуществляется посредством проведения под контролем органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и органа исполнительной власти Курской области, уполномоченного в области архитектуры и градостроительства, комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает в себя:
1) формирование и ведение в пределах административных исторических поселений Курской области историко-культурных опорных планов в порядке, установленном настоящим Законом;
2) разработку на основе историко-культурных опорных планов градостроительных регламентов, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в исторических поселениях, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Курской области;
3) иные мероприятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области.
2. Градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников, иных объектов градостроительной деятельности, расположенных в границах исторических поселений, подлежат согласованию с органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 39. Историко-культурные опорные планы
1. В целях реализации государственной охраны исторических поселений, обобщения сведений о расположенных в пределах их административных границ объектов культурного наследия, зонах охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедниках, а также обеспечения особого регулирования градостроительной деятельности в исторических поселениях Курской области настоящим Законом устанавливается обязательное ведение историко-культурных опорных планов.
Историко-культурный опорный план является неотъемлемой составной частью государственной охраны объектов культурного наследия.
2. Историко-культурный опорный план формируется и ведется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основе сведений областного реестра, материалов историко-культурных исследований, историко-архитектурных опорных планов, данных историко-культурной оценки исторических поселений и иных сведений государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия в документальном и автоматизированном виде.
Документы историко-культурного опорного плана подразделяются на текстовые документы и графические документы.
На основании сведений документов историко-культурного опорного плана формируется его автоматизированное представление.
В случае разночтений сведений документов и данных автоматизированного представления историко-культурного опорного плана приоритет имеют сведения документов.
3. Данные историко-культурного опорного плана о границах и режимах сохранения и использования территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр населенных пунктов Курской области и учету при разработке (корректировке) генеральных планов и иной градостроительной документации.
Статья 40. Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия
1. Работы по сохранению объектов культурного наследия (далее также - работы по сохранению) проводятся в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом, на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ и в соответствии с согласованной проектной документацией, при условии осуществления государственного контроля за проведением указанных работ.
2. Особенности проведения работ по сохранению объектов археологического наследия устанавливаются федеральным законодательством.
3. Выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ осуществляется:
1) в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия или в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и Курской областью;
2) в отношении объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, а также выявленных объектов культурного наследия - органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
4. Выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта, представляющего историко-культурную ценность, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
5. Задание на проведение работ по сохранению составляется с учетом мнения собственника либо пользователя данного объекта.
6. К проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия в Курской области допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на деятельность по реставрации памятников истории и культуры (проведению проектных, проектно-изыскательских работ, работ, связанных с ремонтом и реставрацией). Указанные лицензии выдаются в установленном федеральным законом порядке.
7. Работы по сохранению проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта.
8. Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению данного объекта, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте вплоть до момента завершения указанных работ.
9. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а в случаях, указанных в пункте 1 части 3 настоящей статьи, и в федеральный орган охраны объектов культурного наследия, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
10. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, при участии представителей органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в установленном порядке.
11. Приемка работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации.
12. Порядок проведения и приемки работ по сохранению объекта, представляющего историко-культурную ценность, а также требования к физическим и юридическим лицам, ведущим разработку проектной документации на проведение указанных работ, устанавливаются органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 41. Воссоздание объектов недвижимости на месте утраченных объектов культурного наследия
1. Воссоздание объектов недвижимости на месте утраченных объектов культурного наследия осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при особой историко-культурной ценности утраченных объектов и достаточности научных данных, необходимых для воссоздания.
2. Воссоздание объектов недвижимости на месте утраченных объектов культурного наследия может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Курской области, а также внебюджетных средств.
3. Решение о воссоздании в Курской области объекта недвижимости на месте утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается в порядке, установленном федеральным законодательством, по согласованию с Губернатором Курской области.
4. Решение о воссоздании в Курской области объекта недвижимости на месте утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета Курской области, а также за счет внебюджетных средств, принимается Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы.
5. Решения о воссоздании в Курской области объектов недвижимости на месте утраченных объектов культурного наследия принимаются с учетом общественного мнения, а при воссоздании объекта недвижимости религиозного назначения - также с учетом мнения религиозных организаций.
6. Принятие решений о воссоздании объектов недвижимости на месте утраченных объектов культурного наследия осуществляется на основе сведений областного реестра.
7. Объект недвижимости, воссозданный на месте утраченного объекта культурного наследия, может быть отнесен к объекту культурного наследия Курской области в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом, не ранее чем через сорок лет с момента его воссоздания.
Статья 42. Общие вопросы популяризации объектов культурного наследия
1. Популяризация объектов культурного наследия (далее также -популяризация) представляет собой деятельность, направленную на организацию общественной доступности и восприятия объектов культурного наследия, формирование понимания необходимости его сохранения, духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание, повышение образовательного уровня, организацию досуга, а также иные мероприятия, связанные с обеспечением государственной охраны, сохранения, использования объектов культурного наследия.
2. Популяризация в целях настоящего Закона включает в себя:
1) деятельность Курской областной Думы, Губернатора Курской области, органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, иных юридических и физических лиц по обеспечению популяризации;
2) обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия его собственниками и пользователями;
3) организацию туристической деятельности в отношении объектов культурного наследия и исторических поселений Курской области;
4) экспонирование объектов культурного наследия в целях обеспечения его восприятия путем создания специальных видовых точек, смотровых площадок, зон обзора, специального освещения в темное время суток, установки специальных обозначений, формирования исторического облика объектов культурного наследия;
5) музеефицирование объектов культурного наследия;
6) освещение вопросов объектов культурного наследия Курской области в средствах массовой информации, в том числе создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных объектам культурного наследия;
7) изучение объектов культурного наследия Курской области в составе образовательных программ всех уровней;
8) выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, посвященных объектам культурного наследия Курской области;
9) подготовку и проведение тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
10) проведение научно-практических конференций, семинаров по обмену информацией в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
11) участие в федеральных и межрегиональных целевых программах по вопросам популяризации объектов культурного наследия;
12) иные мероприятия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Курской области к популяризации объектов культурного наследия.
Статья 43. Осуществление популяризации объектов культурного наследия в Курской области
1. В Курской области организация популяризации осуществляется органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, при участии федерального органа охраны объектов культурного наследия, иных заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц.
2. Губернатором Курской области по представлению органа исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, могут быть установлены особенности популяризации находящихся в государственной собственности Курской области объектов культурного наследия.
3. Юридические и физические лица, осуществляющие популяризацию объектов культурного наследия в Курской области, связанную с физическим воздействием на объекты культурного наследия, обязаны соблюдать требования государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом.
Статья 44. Обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия в Курской области
1. Общественная доступность объектов культурного наследия Курской области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Законом в целях обеспечения реализации прав физических лиц на доступ к культурным ценностям в Курской области.
2. Общественная доступность устанавливается в отношении всех объектов культурного наследия, независимо от вида, формы собственности, ведомственной принадлежности, характера и режима использования, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Курской области.
3. Порядок и условия общественной доступности конкретного объекта недвижимости, отнесенного к объектам культурного наследия, определяются в специальном разделе охранной документации на данный объект.
График посещений объекта устанавливается собственником или пользователем данного объекта по согласованию с органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
4. Контроль за обеспечением общественной доступности объектов культурного наследия в Курской области осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в пределах их компетенции.
5. Собственники и пользователи объектов культурного наследия обязаны соблюдать установленные порядок и условия общественной доступности и обеспечивать при реализации последней соблюдение требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
6. Собственники и пользователи объектов культурного наследия в случае возникновения угрозы нанесения вреда объектам культурного наследия в результате реализации общественной доступности вправе принять необходимые меры в отношении лица, нарушающего требования государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
7. Лицо, нанесшее вред объектам культурного наследия в результате реализации его общественной доступности, несет ответственность в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.
Статья 45. Ответственность за нарушения настоящего Закона
За нарушение настоящего Закона виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 46. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Курской области
А.Н. МИХАЙЛОВ
г. Курск 29 декабря 2005 г.
№ 120-ЗКО