Настоящий Закон определяет организационно-правовые, экономические и социальные принципы построения и функционирования системы ветеринарной деятельности в Курской области (далее - область) в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
1) ветеринария - область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных;
2) организации ветеринарии - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющие деятельность в области ветеринарии по оказанию ветеринарной помощи, а также организационную, научно-исследовательскую, информационную, просветительскую деятельность в других направлениях ветеринарной деятельности;
3) ветеринарная деятельность - профессиональная деятельность, направленная на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск и реализацию полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных;
4) карантин - система временных ограничительных мероприятий, позволяющих предупреждать распространение заразной болезни и обеспечивать локализацию и ликвидацию возникающих эпизоотических очагов;
5) карантинные болезни - болезни, при возникновении которых предусмотрено обязательное наложение на хозяйство карантина (болезни списка "А" МЭБ);
6) противоэпизоотические мероприятия - комплекс плановых мероприятий, направленных на предупреждение, обнаружение и ликвидацию инфекционных болезней;
7) профилактические мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространение болезней животных;
8) неблагополучный пункт - населенный пункт или отдельный животноводческий объект, на территории которого обнаружены эпизоотические очаги;
9) биологические препараты (биопрепараты) - средства биологического происхождения, применяемые для диагностики и профилактики инфекционных и инвазионных болезней для лечения и повышения продуктивности животных.
Статья 2. Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии
Ветеринарное законодательство состоит из Закона Российской Федерации "О ветеринарии" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Курской области.
Статья 3. Полномочия Курской областной Думы в сфере ветеринарии
К полномочиям Курской областной Думы относятся принятие законов области и долгосрочных областных целевых программ в сфере ветеринарии.
Статья 4. Полномочия Администрации Курской области в сфере ветеринарии
1. К полномочиям Администрации Курской области в сфере ветеринарии относятся:
1) формирование и реализация на территории Курской области мероприятий в сфере ветеринарии;
2) охрана территории Курской области от заноса заразных болезней животных из других регионов;
3) установление и отмена на территории Курской области карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
4) создание специальных комиссий для оперативного руководства деятельностью юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
5) разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере ветеринарии в пределах своей компетенции;
6) обеспечение развития государственной ветеринарной службы, укрепление ее материально-технической базы;
7) разработка организационной структуры и участие в кадровом обеспечении учреждений и организаций ветеринарии;
8) обеспечение деятельности лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора;
9) участие в выполнении государственных программ охраны животных от особо опасных заболеваний, техногенных и иных вредных для здоровья животных воздействий;
10) осуществление мероприятий по установлению особых условий и режима ведения хозяйственной деятельности при возникновении отдельных заразных заболеваний животных;
11) разработка совместно с научными учреждениями, другими заинтересованными организациями Курской области программ научных исследований в области ветеринарии и их реализация;
12) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.
2. Администрация Курской области реализует свои полномочия в сфере ветеринарии через специально уполномоченные органы исполнительной власти области.
Статья 5. Государственная ветеринарная служба Курской области
1. Основными задачами Государственной ветеринарной службы Курской области являются:
1) предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
2) обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;
3) защита населения от болезней, общих для человека и животных;
4) охрана территории области от заноса заразных болезней животных из соседних регионов.
2. Задачи в области ветеринарии на территории области выполняет Государственная ветеринарная служба Курской области во взаимодействии с ведомственными ветеринарно-санитарными и производственными ветеринарными службами, а также специалистами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области ветеринарии.
3. Государственная ветеринарная служба Курской области входит в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации и включает в себя:
уполномоченный в области ветеринарии орган исполнительной власти Курской области;
подведомственные уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти Курской области учреждения ветеринарии - областная, зональные, межрайонные, районные ветеринарные лаборатории, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, а также областная, городские и районные станции по борьбе с болезнями животных, участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки и ветеринарные пункты.
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации Главный государственный ветеринарный инспектор Курской области назначается на должность и освобождается от должности по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.
5. Главные государственные инспектора районов (городов) назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем уполномоченного в области ветеринарии органа исполнительной власти Курской области. Главные государственные инспектора районов (городов) являются одновременно руководителями государственных учреждений ветеринарии Курской области.
Статья 6. Государственный ветеринарный надзор
1. Государственный ветеринарный надзор - это деятельность лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
2. Государственный ветеринарный надзор направлен на:
1) выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
2) организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Курской области от заноса заразных болезней животных из других регионов Российской Федерации и надзор за их выполнением;
3) разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
4) надзор за проведением организациями и гражданами ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;
5) надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
6) применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
3. Порядок осуществления государственного ветеринарного надзора, а также права и обязанности лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора на территории Курской области, определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Источники финансирования государственной ветеринарной службы области
Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной ветеринарной службы Курской области осуществляется за счет средств областного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 8. Планировка и строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства
1. При планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей природной среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.
2. Предоставление земельного участка под строительство, утверждение проектной документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускаются только при наличии заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии проектной документации действующим ветеринарным нормам и правилам.
Статья 9. Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон
1. Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.
2. Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей природной среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
3. Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата, выданного специально уполномоченным органом.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора области или его заместителя.
4. Перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.
Статья 10. Охрана территории Курской области от заноса заразных болезней животных из других регионов Российской Федерации
К ввозу в Курскую область допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных других регионов и иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и Курской области.
Статья 11. Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства
Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статья 12. Обязанности органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и должностных лиц государственной ветеринарной службы Курской области в случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных
1. В случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Администрацией Курской области, органами местного самоуправления области на основании представлений главного государственного ветеринарного инспектора области, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным территориям обслуживания и их заместителей вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
2. Для оперативного руководства и координации деятельности юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных Администрация Курской области, органы местного самоуправления области создают в установленном порядке специальные комиссии.
Администрация Курской области обеспечивает осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации и Курской области специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
Статья 13. Обязанности предприятий, учреждений, организаций, индивидуальных предприятий и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства
1. Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
2. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
1) осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства;
2) соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
3) предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
4) до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
5) соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
6) выполнять нормативные правовые акты Курской области, определяющие порядок ветеринарно-санитарного контроля животноводческой продукции, и указания специалистов в области ветеринарии о проведении соответствующих мероприятий.
Статья 14. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства
1. Мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продуктов животноводства для пищевых целей в зависимости от результатов этой экспертизы определяются ветеринарными правилами, издаваемыми в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации. Указанные правила устанавливают ветеринарно-санитарные нормативы, которым должны соответствовать продукты животноводства, производимые предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, реализуемые ими, а также предприятиями торговли.
2. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
3. Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами.
Статья 15. Взаимодействие уполномоченного органа исполнительной власти Курской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
В целях выполнения задач по обеспечению эпизоотического и эпидемиологического благополучия территории Курской области уполномоченный орган исполнительной власти области взаимодействует с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора и территориальным органом федерального органа исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека.
Статья 16. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации и Курской области
1. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации и Курской области, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Курской области
А.Н. МИХАЙЛОВ
г. Курск 29 декабря 2005 г.
№ 119 - ЗКО