Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской Федерации, иных законодательных актов Российской Федерации и создает правовые, экономические и организационные основы промышленной политики в области, определяет цели и принципы ее реализации, меры государственной поддержки промышленности, устанавливает основы взаимоотношений между ее субъектами и направлен на сохранение и дальнейшее развитие промышленного потенциала Курской области.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
инновационный проект - система мероприятий, отраженная в документации, содержащей технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий, услуг;
промышленность - отрасль экономики, основывающаяся на научно-технической и производственной деятельности в области материального производства, за исключением деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и строительством;
промышленная политика - регулируемая органами государственной власти Курской области, местного самоуправления система правовых, социально-экономических, организационных, технологических и научно-технических мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, исходя из социально-экономических интересов населения Курской области;
промышленная деятельность - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере промышленности;
субъекты промышленной политики - органы государственной власти Курской области, органы местного самоуправления, субъекты промышленной деятельности, профсоюзы и иные общественные объединения;
субъекты промышленной деятельности - юридические и физические лица, осуществляющие промышленную деятельность на территории Курской области;
меры государственной поддержки - совокупность правовых, организационных и экономических действий органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления, направленных на создание благоприятных условий для осуществления промышленной деятельности, сохранение и развитие промышленного потенциала Курской области.
Статья 2. Законодательство о промышленной политике
Законодательство Курской области о промышленной политике основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Курской области, законах области и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Курской области, регулирующих вопросы промышленной политики.
Статья 3. Цели и принципы промышленной политики
1. Необходимость формирования промышленной политики в Курской области обусловлена значимостью промышленности для экономики Курской области, ее определяющей ролью в формировании бюджетов всех уровней и занятости населения, а также целесообразностью сохранения Курской области в будущем как одного из промышленных центров Российской Федерации.
2. Основными целями промышленной политики Курской области являются:
сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала, сохранение экономической самостоятельности Курской области;
создание механизма оптимизации структуры промышленности Курской области, стимулирование создания и производства конкурентоспособной продукции, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности производства;
стимулирование инновационной деятельности предприятий, обеспечивающей рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
развитие и эффективное использование инновационного и научно-технического потенциала Курской области, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких и ресурсосберегающих технологий и услуг;
обеспечение постепенного перехода Курской области к устойчивому социально-экономическому развитию за счет освоения производства принципиально новых для области видов продукции и технологий, экологически чистых продуктов;
развитие рынка инновационных проектов, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы в интересах населения Курской области;
развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами;
обеспечение занятости и роста благосостояния населения, устойчивого наполнения бюджетов всех уровней и развития социальной сферы области;
создание благоприятного инвестиционного климата в Курской области;
создание здоровых и безопасных условий труда.
3. Основными принципами промышленной политики области являются:
признание равенства и самостоятельности субъектов промышленной деятельности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством Российской Федерации;
сочетание общегосударственных, региональных, местных интересов и интересов субъектов промышленной деятельности;
целевой характер мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности в зависимости от их значимости в решении социально-экономических задач Курской области;
дифференцированный подход при осуществлении стратегии развития промышленности в зависимости от различных групп отраслей, секторов экономики;
конкурсная основа предоставления государственной поддержки субъектам промышленной деятельности за счет ресурсов Курской области;
осуществление ресурсного обеспечения промышленной политики за счет бюджетных средств на основе бюджетной эффективности;
стимулирование инновационной деятельности через систему прямых и косвенных мер государственной поддержки;
использование высокоэффективных инновационных проектов, проектов по созданию новых рабочих мест;
установление приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
Статья 4. Концепция промышленной политики
1. Промышленная политика Курской области определяется на срок не менее чем четыре года в виде Концепции промышленной политики Курской области.
Концепция промышленной политики определяет задачи промышленной политики в Курской области, экономические и социальные последствия ее реализации, основные мероприятия, направленные на реализацию промышленной политики, их исполнителей.
2. Концепция промышленной политики разрабатывается Администрацией Курской области и вносится на рассмотрение и согласование в Курскую областную Думу Губернатором Курской области.
3. Концепция промышленной политики формируется с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов промышленной деятельности, научных организаций и учреждений, профсоюзных и иных общественных организаций и является основой для разработки программных документов.
4. В соответствии с реальными возможностями и складывающейся социально-экономической обстановкой в Курской области Концепция промышленной политики может корректироваться внесением в нее изменений в порядке, предусмотренном для ее принятия.
5. Концепция промышленной политики должна содержать:
оценку текущего состояния промышленного потенциала Курской области, в том числе инновационного и научно-технического потенциала и ресурсов области;
цели и задачи промышленной политики в Курской области на предстоящий период;
определение основных направлений и приоритетов развития инновационной деятельности;
основные мероприятия органов государственной власти Курской области по вопросам:
а) государственного регулирования в промышленности;
б) реформирования экономики Курской области;
в) инвестиционной и инновационной политики;
г) развития сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами;
д) создания новых рабочих мест и подготовки кадров для субъектов промышленной деятельности;
критерии выбора приоритетов государственной поддержки промышленности по социальной значимости, экономическим и другим показателям;
приоритетные направления развития по социальной значимости, экономическим, технологическим и другим показателям;
меры государственной поддержки промышленности, в том числе инновационной деятельности субъектов промышленности;
критерии оценки эффективности конкретных мер государственной поддержки промышленности.
Статья 5. Областные целевые программы развития промышленности
1. Концепция промышленной политики является основой для разработки областных целевых программ развития промышленности в Курской области.
2. Областная целевая программа развития промышленности в Курской области (далее - Программа развития промышленности) носит долгосрочный характер.
Программа развития промышленности разрабатывается Администрацией Курской области и вносится Губернатором Курской области на утверждение в Курскую областную Думу.
3. Администрация Курской области при разработке Программы развития промышленности учитывает предложения субъектов промышленной политики по включению в перечень мероприятий программы конкретных мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности, а также предложения по внедрению инновационных проектов.
4. Программа развития промышленности должна содержать:
наименование государственного заказчика;
сведения об основном разработчике Программы, исполнителях и участниках мероприятий программы, механизм их взаимодействия;
цели и задачи Программы;
перечень конкретных мероприятий Программы и сроки их реализации;
объемы и источники финансирования;
ожидаемые конечные результаты Программы;
систему контроля за реализацией Программы, критерии оценки ее эффективности, а также иные необходимые сведения.
5. Утвержденная областная целевая Программа развития промышленности подлежит включению в перечень целевых программ, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год в порядке, предусмотренном Законом Курской области "О бюджетном процессе в Курской области".
6. Финансирование реализации Программы развития промышленности из областного бюджета производится в соответствии с законом Курской области о бюджете на соответствующий финансовый год.
7. Контроль за реализацией Программы развития промышленности осуществляет Администрация Курской области и Курская областная Дума.
Статья 6. Информационно-аналитическое обеспечение промышленной политики
1. Субъекты промышленной политики вправе получать в органах исполнительной власти Курской области информацию о ходе разработки и реализации Концепции промышленной политики и Программы развития промышленности, а также о возможностях и условиях получения государственной поддержки.
2. Информационно-аналитическое обеспечение промышленной политики осуществляется уполномоченным Администрацией Курской области органом исполнительной государственной власти Курской области, координирующим промышленную политику.
3. Информационно-аналитическое обеспечение промышленной политики осуществляется на принципах гласности и открытости для всех субъектов промышленной деятельности в соответствии с Положением об информационно-аналитическом обеспечении промышленной политики, которое разрабатывается на основе действующего законодательства, утверждается Администрацией Курской области и включает в себя:
создание и поддержку системы ведения баз данных и реестров различного назначения, в том числе областного реестра инновационных проектов;
мониторинг и анализ деятельности предприятий, отраслей промышленности и всей промышленности Курской области в целом;
анализ текущей ситуации в промышленности для проведения оперативных корректирующих действий по реализации промышленной политики.
Статья 7. Профессиональное образовательное обеспечение промышленной политики
Подготовка руководителей и специалистов для промышленности является одним из приоритетных направлений промышленной политики. Органы исполнительной власти Курской области:
1) содействуют развитию инфраструктуры по подготовке кадров для промышленности;
2) совместно с другими субъектами промышленной политики и профессиональными учебными заведениями Курской области разрабатывают и реализуют областные целевые программы по подготовке руководителей и специалистов в сфере промышленности, областные целевые программы совершенствования управления на предприятиях.
Статья 8. Условия осуществления государственной поддержки
1. Государственная поддержка промышленности осуществляется органами государственной власти Курской области, как правило, на конкурсной основе, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области и с учетом приоритетов, определенных Концепцией промышленной политики.
2. Меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности должны носить целевой характер. Обязательным условием государственной поддержки является предоставление бизнес-планов, обосновывающих эффективность указанных мер поддержки.
3. Предоставление государственной поддержки субъектам промышленной деятельности из средств областного бюджета производится в пределах сумм, определенных Законом Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 9. Меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности
1. К прямым мерам государственной поддержки относятся:
создание для субъектов промышленной деятельности в течение финансового года стабильных условий хозяйственной деятельности, в том числе в сфере налогообложения, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Курской области;
предоставление в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций, государственных гарантий Курской области;
субсидирование процентной ставки в размере двух третей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита по коммерческим кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов в соответствии с федеральным законодательством и Законом Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
другие меры, предусмотренные федеральными законами и законами Курской области.
2. К косвенным мерам государственной поддержки субъектов промышленной деятельности в Курской области относятся:
поддержка и защита интересов субъектов промышленной деятельности в федеральных органах государственной власти в случае заинтересованности субъектов в получении средств централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ, гарантий Правительства Российской Федерации, отсрочки или рассрочки налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет посредством обращения в уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оказание содействия предприятиям Курской области в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной кооперации и внешнеэкономических связей с другими регионами и государствами, в стимулировании развития сети услуг, оказываемых субъектам промышленной деятельности (услуги сертификации, консалтинга, лизинга, обучения кадров и другие услуги), в информационной и рекламной кампаниях по продвижению своей продукции на рынке.
Статья 10. Полномочия Курской областной Думы в сфере промышленной политики
К полномочиям Курской областной Думы в сфере промышленной политики относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере промышленной политики в соответствии с федеральным законодательством;
утверждение Концепции промышленной политики и областных целевых программ развития промышленности;
контроль за эффективностью мер государственной поддержки и целевым использованием субъектами промышленной деятельности бюджетных финансовых средств поддержки;
осуществление иных полномочий в сфере промышленной политики в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области.
Статья 11. Полномочия органов исполнительной государственной власти Курской области в сфере промышленной политики
1. К полномочиям Губернатора Курской области в сфере промышленной политики относятся:
внесение в Курскую областную Думу проектов законов области и постановлений Курской областной Думы по вопросам промышленной политики, в том числе Концепции промышленной политики Курской области и областных целевых программ развития промышленности в Курской области;
осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Курской области, настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области.
2. К полномочиям Администрации Курской области в сфере промышленной политики относятся:
определение уполномоченного органа исполнительной власти Курской области, координирующего реализацию промышленной политики Курской области и ответственного за ее проведение;
разработка Концепции промышленной политики и областных целевых программ развития промышленности в Курской области;
реализация Концепции промышленной политики и областных целевых программ развития промышленности в Курской области;
разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Курской области, необходимых для реализации положений настоящего Закона;
осуществление мер государственной поддержки развития промышленности Курской области, в том числе инновационной деятельности;
разработка и утверждение порядка предоставления и рассмотрения предложений об оказании мер государственной поддержки субъектам промышленной деятельности, в том числе в отношении реализации инновационных проектов;
определение объема средств, выделяемых отдельной строкой, в расходной части областного бюджета на очередной финансовый год для реализации мероприятий в сфере промышленной политики;
разработка и утверждение положения об информационно-аналитическом обеспечении промышленной политики;
представление в Курскую областную Думу информации о ходе разработки и реализации Концепции промышленной политики и программ развития промышленности, возможностях и условиях государственной поддержки;
контроль за целевым использованием субъектами промышленной деятельности бюджетных финансовых средств поддержки;
контроль за эффективностью мер государственной поддержки, предоставляемых за счет средств областного бюджета;
осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Курской области, настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 12. Права субъектов промышленной деятельности
Субъекты промышленной деятельности области вправе:
участвовать в разработке Концепции промышленной политики, разработке и реализации программ развития промышленности Курской области;
получать в органах исполнительной государственной власти Курской области необходимую информацию о ходе разработки и реализации Концепции и программ развития промышленности, о возможностях и условиях получения государственной поддержки;
обращаться в органы исполнительной государственной власти Курской области за поддержкой своей деятельности с обоснованием целесообразности применения тех или иных мер государственной поддержки.
Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Администрации Курской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Курской области
А.Н. МИХАЙЛОВ
г. Курск 30 декабря 2004 г.
№ 93-ЗКО
Х Утратил силу см. ЗАКОН КУРСКОЙ ОБЛАСТИ № 108 - ЗКО от 16 декабря 2016 г. ст.13