О КУЛЬТУРЕ

  • Дата принятия: 19.02.2004
  • Созыв: III



ЗАКОН КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"О КУЛЬТУРЕ"






Принят Курской областной Думой
19 февраля 2004 года



Настоящий Закон регулирует правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением культурной деятельности на территории Курской области.


Глава I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Статья 1. Правовая основа настоящего Закона

Правовой основой настоящего Закона является Конституция Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Курской области и иные нормативные правовые акты Курской области.

Статья 2. Задачи законодательства Курской области в сфере культуры

Задачами законодательства Курской области в сфере культуры являются:


  • обеспечение конституционных прав и свобод граждан на культурную деятельность;


  • реализация государственной политики и основных принципов организации культурной деятельности;


  • разработка и осуществление мероприятий по сохранению и развитию культуры и искусства в Курской области;


  • формирование нравственности и гражданской позиции населения Курской области;


  • художественно-эстетическое и музыкальное образование, приобщение населения, особенно детей и молодежи, к чтению;


  • регулирование финансовой и хозяйственной деятельности государственных и муниципальных организаций культуры на территории Курской области;


  • сохранение и развитие творческих коллективов и организаций культуры на территории Курской области;


  • обеспечение охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), историко-культурных территорий, иных материальных и духовных культурных ценностей.





Статья 3. Основные понятия


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:


  • Культурная деятельность - деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.


  • Государственная политика в сфере культуры - совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти области при решении вопросов сохранения, развития и распространения культуры, а также их деятельность в сфере культуры.


  • Организации культуры - организации, созданные для осуществления культурной деятельности (театрально-зрелищные и концертные организации, библиотеки, музеи, выставочные залы и центры, планетарии, дома культуры, клубы, центры и дома народного творчества, парки культуры и отдыха, кинотеатры, киновидеопрокатные и кинозрелищные организации, организации, осуществляющие свою деятельность в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также иные организации, предоставляющие услуги в сфере культуры).







Статья 4. Область применения настоящего Закона


1. Настоящий Закон регулирует культурную деятельность на территории Курской области в следующих сферах:


  • профессиональное искусство (хореографическое, театральное, музыкальное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства);


  • выявление, учет, изучение, охрана, реставрация, использование и содержание памятников истории и культуры;


  • самодеятельное (любительское) художественное творчество;


  • резьба и роспись по дереву, лозоплетение, плетение из бересты, соломки, лоскутное шитье, вышивка, плетение кружева, макраме, фриволите, мягкая игрушка, вязание, лаковая миниатюра, гончарные изделия, глиняная игрушка, кузнечное дело, флористика, роспись по шелку (батик), скань, ткачество, поделки из камня, стеклоизделия и другие, в части создания и распространения культурных ценностей, а также народная культура в таких ее проявлениях как языки, диалекты, говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы, имеющие место на территории Курской области;


  • музейное дело и коллекционирование;


  • библиотечное дело;


  • кинематография;


  • книгоиздание, иная культурная деятельность, связанная с созданием печатных произведений и их использованием, архивное дело;


  • образовательная деятельность учреждений дополнительного образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов культуры;


  • научные исследования по проблемам культуры;


  • международное и межрегиональное культурное сотрудничество;


  • телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;


  • иная деятельность, в результате которой сохраняется национальная культура, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности и блага.







Статья 5. Реализация государственной политики в сфере культуры Курской области


Реализация государственной политики в сфере культуры является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Курской области и основывается на следующих принципах:


  • признания основополагающей роли культуры в процессе развития и самореализации личности, гуманизации общества, воспитания населения в духе уважения к общечеловеческим ценностям, гражданственности и патриотизма;


  • неотъемлемости прав каждого человека на культурную деятельность и творчество;


  • обеспечения каждому человеку свободного доступа к культурным ценностям и благам;


  • сохранения национальной самобытности народов, проживающих на территории Курской области;


  • обеспечения эффективной работы государственных и муниципальных организаций культуры и искусства;


  • поддержки и развития профессионального искусства, народного творчества, музейного и библиотечного дела, кинематографии;


  • поддержки и развития детского и юношеского творчества;


  • создания условий для развития образовательных учреждений, находящихся в ведении отраслевого органа исполнительной власти Курской области, осуществляющего государственную политику в сфере культуры, искусства, кинематографии, художественного образования, охраны и использования историко-культурного наследия и координирующего в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Курской области и взаимодействующего с органами местного самоуправления Курской области (далее - орган исполнительной власти Курской области в сфере культуры);


  • сохранения историко-культурного и природного наследия Курской области для будущих поколений;


  • поддержки социально незащищенных слоев населения при организации платных мероприятий государственными и муниципальными организациями культуры;


  • поддержки деятельности творческих общественных движений и организаций;


  • сочетания государственных, коммерческих и благотворительных начал в финансировании организаций культуры;


  • невмешательства органов государственной власти и местного самоуправления Курской области в творческую деятельность граждан и некоммерческих организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, распространению порнографии.







Глава II.

РАЗДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУ

ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ И

ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ




Статья 6. Компетенция Курской областной Думы в сфере культуры


К ведению Курской областной Думы в сфере культуры относятся:


  • осуществление законодательного регулирования вопросов культурной деятельности на территории Курской области;


  • установление налоговых льгот, стимулирующих культурную деятельность в Курской области;


  • утверждение областных целевых программ культурного развития;


  • иные вопросы, отнесенные действующим законодательством к ведению законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.



Статья 7. Компетенция Администрации Курской области в сфере культуры


К ведению Администрации Курской области в сфере культуры относятся:


  • реализация государственной культурной политики на территории Курской области;


  • принятие нормативных правовых актов Курской области;


  • обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации и Курской области о культуре;


  • создание органа исполнительной власти Курской области в сфере культуры, определение его структуры и полномочий;


  • разработка и включение в проект областного бюджета на очередной финансовый год объемов финансирования отрасли "культура, искусство и кинематография" и областных целевых программ сохранения и развития культуры и искусства;


  • создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций культуры Курской области;


  • учреждение областных премий и стипендий;


  • разработка областных целевых программ сохранения и развития культуры, искусства и кинематографии, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;


  • информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета;


  • иные вопросы, отнесенные действующим законодательством к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.



Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления Курской области в сфере культуры


К ведению органов местного самоуправления Курской области в сфере культуры относятся:


  • осуществление государственной политики в сфере культуры на территории соответствующего муниципального образования;


  • утверждение объемов финансирования на содержание муниципальных организаций культуры;


  • разработка и принятие местных нормативных правовых актов;


  • создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры;


  • создание, ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;


  • создание условий и обеспечение деятельности организаций культуры и организация зрелищных мероприятий;


  • регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в сфере культуры;


  • назначение на должность руководителей муниципальных организаций культуры на подведомственной территории;


  • установление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;


  • сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности;


  • обеспечение социальной защиты работников муниципальных организаций;


  • иные вопросы в пределах их компетенции.





Глава III.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ




Статья 9. Формы государственной поддержки организаций культуры


1. Государственная поддержка некоммерческих организаций культуры осуществляется в следующих формах:


  • разработка и осуществление целевых социально-творческих заказов (постановка юбилейных спектаклей, праздничных концертных программ, проведение фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов, художественных выставок, иных культурных мероприятий и акций, поддержка молодых дарований, творческих союзов), а также мероприятий по развитию исследовательской, научно-методической, материально-технической и информационной базы и проведению маркетинговых процедур в сфере культуры;


  • выделение финансовых средств организациям кинематографии на осуществление проката фильмов, пополнение областного фильмофонда, его хранение, реставрацию, создание условий показа национального фильма;


  • комплектование музейных и библиотечных фондов;


  • дополнительное финансирование сохранения и развития особо ценных объектов культурного достояния Курской области;


  • выделение финансовых средств на реализацию целевых программ развития культуры, искусства и кинематографии;


  • социальная защита работников государственных и муниципальных организаций культуры.





2. Органы государственной власти Курской области и органы местного самоуправления Курской области не вправе принимать решения и осуществлять действия, ухудшающие условия культурной деятельности организаций культуры.

При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) органы, принявшие решение о передаче, обязаны предоставить организации культуры равноценное помещение.


Глава IV.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ




Статья 10. Финансирование организаций культуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности


Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Курской области является бюджетное финансирование государственных и муниципальных организаций культуры. Ассигнования на финансирование организаций культуры, искусства и кинематографии выделяются в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований отдельной строкой.

Объемы финансирования организаций культуры из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований уточняются в связи с ростом цен, тарифов и ставок заработной платы с учетом выполнения доходной части соответствующих бюджетов.

Не допускается снижение ассигнований на текущее содержание организаций культуры, финансируемых за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, по сравнению с уровнем абсолютных размеров финансирования предыдущего года с учетом индексов-дефляторов.


Статья 11. Источники финансирования организаций культуры


Финансовые ресурсы организаций культуры в Курской области образуются за счет:


  • бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя (учредителей);


  • доходов от платных форм основной деятельности;


  • предпринимательской деятельности, предусмотренной уставами организаций культуры;


  • платежей по договорам за оказание услуг юридическим и физическим лицам;


  • инвестиций;


  • добровольных пожертвований (даров) от российских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций, средств, полученных по завещанию;


  • проведения лотерей;


  • других, не противоречащих действующему законодательству, доходов и поступлений.



Статья 12. Дополнительные меры социальной защиты работников государственных и муниципальных организаций культуры

1. Органы исполнительной власти Курской области обеспечивают работникам, состоящим в штате государственных и муниципальных организаций культуры, установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (при наличии профессионального стажа) в следующих размерах:


  • от 1 до 5 лет - 10 процентов от должностного оклада;


  • от 5 до 10 лет - 15 процентов от должностного оклада;


  • от 10 до 15 лет - 20 процентов от должностного оклада;


  • свыше 15 лет - 25 процентов от должностного оклада.





2. Специалистам государственных и муниципальных организаций культуры, работающим в сельской местности и поселках городского типа, предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

3. Выпускникам образовательных учреждений культуры, поступившим на работу в государственные и муниципальные организации культуры, в течение первых трех лет работы в указанных организациях ежемесячно за счет средств областного бюджета выплачиваются надбавки в следующих размерах:


  • с высшим профессиональным образованием (с отличием) - 25% установленного должностного оклада;


  • со средним профессиональным образованием (с отличием) - 20% установленного должностного оклада.





4. В целях повышения уровня профессионального мастерства творческих работников, поощрения мастеров искусств, лауреатов областных фестивалей, смотров и конкурсов Администрация Курской области вправе устанавливать областные премии и стипендии по всем видам искусства и творческим жанрам.

5. Специалистам государственных и муниципальных организаций при выходе на пенсию по старости при стаже работы в сфере культуры 15 лет и по инвалидности независимо от стажа работы выплачивается единовременное пособие в размере трех должностных окладов.

6. Специалистам государственных и муниципальных организаций культуры, работающим в сельской местности и поселках городского типа, устанавливаются повышенные на 25% должностные оклады.

7. Работникам государственных и муниципальных учреждений культуры ежегодно выплачивается материальная помощь в размере не менее одного должностного оклада.

8. Финансирование расходов, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется за счет средств областного бюджета.


Статья 13. Надбавки к должностным окладам отдельным категориям работников культуры и искусства Курской области

Работникам организаций культуры, имеющим почетные звания "Народный артист Российской Федерации", "Народный художник Российской Федерации", "Заслуженный артист Российской Федерации", "Заслуженный художник Российской Федерации", "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", аналогичные звания в соответствии с законодательством СССР и РСФСР о государственных наградах и почетных званиях, а также награжденным орденами и медалями за заслуги в области культуры, но не имеющим вышеперечисленных званий, устанавливаются надбавки к должностным окладам в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

Статья 14. Особенности аренды имущества, закрепленного за организацией культуры на праве оперативного управления

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности и переданного в оперативное управление организациям культуры, в полном объеме перечисляются в бюджет Курской области, отражаются в сметах доходов и расходов этих организаций и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника финансирования сверх сумм, утвержденных в областном бюджете.

Статья 15. Льготы при предоставлении платных услуг, оказываемых организациями культуры

При предоставлении платных услуг организации культуры по согласованию с органом, осуществляющим государственное регулирование цен, устанавливают льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих срочной службы.

Лицам, не достигшим 18 лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев Курской области один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством Российской Федерации.


Глава V.

КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ




Статья 16. Особо ценные объекты культурного достояния Курской области

1. К особо ценным объектам культурного достояния Курской области могут относиться расположенные на ее территории культурные ценности, а также организации культуры эталонного или уникального характера, имеющие высокую социальную значимость для населения Курской области и внесенные в реестр особо ценных объектов культурного достояния Курской области.

2. Реестродержателем реестра особо ценных объектов культурного достояния Курской области является орган исполнительной власти Курской области в сфере культуры.


Статья 17. Порядок присвоения статуса особо ценных объектов культурного достояния Курской области


Порядок присвоения статуса особо ценных объектов культурного достояния Курской области определяется Губернатором Курской области.


Статья 18. Обеспечение сохранности и развития особо ценных объектов культурного достояния Курской области


Обеспечение сохранности и развития особо ценных объектов культурного достояния Курской области финансируется из средств областного бюджета.

Размеры государственной поддержки особо ценных объектов культурного достояния Курской области устанавливаются при утверждении областного бюджета на очередной финансовый год, но не менее 1% расходов бюджета соответствующего года, предусматриваемых на культуру, искусство и кинематографию.


Глава VI.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ




Статья 19. Объекты культурного наследия Курской области


1. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) Курской области относятся объекты культурного наследия, отнесенные в установленном порядке к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) регионального и местного значения.

2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Курской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.


Глава VII

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА




Статья 20. Международное и межрегиональное культурное сотрудничество


1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Курской области содействуют расширению круга международных и межрегиональных культурных связей, поощряют самостоятельное прямое участие в культурных обменах организаций культуры, а также частных лиц.

2. Сотрудничество с другими государствами и регионами в сфере культуры строится на основе двухсторонних договоров и соглашений, не противоречащих действующему законодательству.


Глава VIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона


Должностные лица, а также граждане, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.


Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона


1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1, 3, 5, 7 статьи 12 и статьи 13.

2. Пункты 1, 3, 5 статьи 12 и статья 13 вступают в силу с 1 января 2005 года, пункт 7 статьи 12 - с 1 января 2006 года.


Губернатор Курской области

А.Н. МИХАЙЛОВ

г. Курск 5 марта 2004 г.

№ 09-ЗКО