В соответствии с Конституцией Российской Федерации и в развитие законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды настоящий Закон определяет полномочия Курской области как субъекта Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
Статья 1. Предмет, цели и задачи Закона
1. Настоящий Закон определяет полномочия органов государственной власти Курской области и принципы управления, осуществляемого органами местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, регулирует отношения между ними, закрепляет основные права и обязанности граждан и субъектов хозяйственной и иной деятельности Курской области по охране окружающей среды.
2. Правовое регулирование охраны окружающей среды, осуществляемое настоящим Законом, направлено на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
3. Задачей настоящего Закона является формирование правовой основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды в Курской области, обеспечивающей сбалансированное социально-экономическое развитие и сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, биологического разнообразия как основы жизнедеятельности ныне живущих и будущих поколений.
Статья 2. Система правового регулирования охраны окружающей среды
1. Охрана окружающей среды на территории Курской области регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами Курской области и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления.
2. Настоящий Закон и принятые в его развитие нормативные правовые акты обязательны для исполнения всеми органами государственной власти области и органами местного самоуправления, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями, иными организациями и их работниками, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, гражданами иностранных государств и лицами без гражданства, осуществляющими свою деятельность на территории Курской области.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются понятия, закрепленные Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статья 4. Окружающая среда как объект охраны
В Курской области охраняется от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности окружающая среда как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных, а также антропогенных объектов.
Статья 5. Система управления в области охраны окружающей среды
Управление в области охраны окружающей среды осуществляют: территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы государственной власти Курской области в порядке, определяемом федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области;
органы местного самоуправления в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Курской области, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
организации и иные субъекты природоохранной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Курской области;
общественные и иные некоммерческие организации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 6. Полномочия Курской областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям Курской областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
утверждение долгосрочных областных целевых программ в области охраны окружающей среды;
иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 7. Полномочия Администрации Курской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям Администрации Курской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
определение основных направлений охраны окружающей среды на территории Курской области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Курской области в сфере охраны окружающей среды;
разработка и принятие нормативных правовых актов в развитие положений законодательства Российской Федерации и настоящего Закона, контроль за их исполнением;
организация взаимодействия органов исполнительной власти области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления в области охраны окружающей среды;
определение органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
утверждение перечня объектов, подлежащих областному государственному экологическому контролю;
формирование органов государственного экологического контроля, определение их полномочий;
образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
разработка и утверждение областных нормативов и государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории Курской области;
осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти Курской области, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды
1. К полномочиям органов исполнительной власти Курской области, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, относятся:
разработка и издание областных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в подготовке федеральных и межрегиональных программ в области охраны окружающей среды;
разработка и реализация областных целевых программ в области охраны окружающей среды;
обеспечение соблюдения законодательства об охране окружающей среды, экологических, санитарно-гигиенических и иных норм и правил по охране окружающей среды подведомственными организациями;
организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного экологического мониторинга, формирование и обеспечение функционирования областной системы наблюдения за состоянием окружающей среды;
проведение мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации негативных экологических последствий техногенных аварий, экологических катастроф и стихийных бедствий;
организация экологического аудита природоохранной деятельности;
государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории области, подлежащими областному государственному экологическому контролю в соответствии с действующим законодательством;
экономическая и иная оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
управление и контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
утверждение проектов округов, зон санитарной охраны водных объектов, расположенных на территории двух или более муниципальных образований и используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам;
организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории области;
ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территории области;
сбор, обработка, анализ и оценка экологической информации на территории области;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории области;
подготовка ежегодного доклада о состоянии и охране окружающей среды Курской области;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области;
ведение Красной книги Курской области;
осуществление экологической паспортизации территорий и объектов хозяйственной и иной деятельности;
содействие развитию предпринимательства в области охраны окружающей среды, привлечение средств организаций и индивидуальных предпринимателей, благотворительных фондов, населения для финансирования природоохранных мероприятий;
регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
2. Распределение полномочий между органами исполнительной государственной власти Курской области, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, устанавливается Губернатором Курской области.
Статья 9. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления:
осуществляют управление в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования;
участвуют в разработке и подготовке нормативных правовых актов Курской области и муниципального образования по охране окружающей среды;
принимают нормативные правовые акты в развитие положений федерального законодательства и настоящего Закона;
вправе создавать уполномоченный орган, осуществляющий свою деятельность в области охраны окружающей среды;
принимают участие в разработке и реализации областных программ в области охраны окружающей среды;
разрабатывают, утверждают и обеспечивают выполнение муниципальных программ охраны окружающей среды;
образовывают особо охраняемые природные территории местного значения, осуществляют управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
содействуют развитию предпринимательства в области охраны окружающей среды, привлекают средства организаций и индивидуальных предпринимателей, благотворительных фондов, населения для финансирования природоохранных мероприятий.
2. На органы местного самоуправления Законом области может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 10. Формы регулирования в области охраны окружающей среды
Формами регулирования в области охраны окружающей среды являются:
государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);
государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
нормирование в области охраны окружающей среды путем установления нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
учет редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;
учет вредных воздействий на окружающую среду и их источников;
государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ;
государственная регистрация аварий с эмиссией химически опасных и биологических веществ, источников ионизирующих излучений;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
экологическая экспертиза объектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
экологическая сертификация продукции, технологий, систем управления;
экологический аудит;
лицензирование в области охраны окружающей среды;
доступ к информации в области охраны окружающей среды;
экологическое образование, воспитание и просвещение;
обеспечение экологического правопорядка;
экономическое регулирование охраны окружающей среды;
экологическое страхование.
Статья 11. Система контроля в области охраны окружающей среды на территории Курской области
Система контроля в области охраны окружающей среды на территории Курской области включает:
государственный экологический контроль на объектах, отнесенных к ведению Российской Федерации, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти в сфере охраны окружающей среды;
областной государственный экологический контроль на объектах, отнесенных к ведению Курской области;
муниципальный экологический контроль;
производственный экологический контроль;
общественный экологический контроль.
Органы областного, муниципального и общественного экологического контроля взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный экологический контроль, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на территории Курской области
1. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на территории Курской области осуществляется органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. К объектам государственного экологического контроля на территории области относятся:
объекты, находящиеся в собственности Курской области или переданные ей в управление;
объекты, расположенные на территориях двух или более муниципальных образований;
объекты, оказывающие влияние на окружающую среду в пределах двух или более муниципальных образований;
объекты, оказывающие негативное воздействие на особо охраняемые территории регионального значения;
объекты добычи и обогащения полезных ископаемых, находящихся в ведении Курской области;
иные объекты, подлежащие государственному экологическому контролю Курской области.
3. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти Курской области, осуществляющих областной государственный экологический контроль на территории Курской области (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Курской области), устанавливается Губернатором Курской области по согласованию с Курской областной Думой.
Статья 13. Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Курской области
1. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Курской области (далее - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды) при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащие областному государственному экологическому контролю, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении областного государственного экологического контроля;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
2. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны:
предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
соблюдать требования законодательства.
3. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Муниципальный экологический контроль
1. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
2. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными актами органов местного самоуправления.
3. При выявлении нарушений в области охраны окружающей среды, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, органы местного самоуправления направляют материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, в органы, осуществляющие областной государственный экологический контроль.
Статья 15. Производственный экологический контроль
1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности осуществляют производственный экологический контроль.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения в процессе выполнения хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и восстановлению природных ресурсов, а также для соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Проведение производственного экологического контроля осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Курской области и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения об организации и результатах производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно областной государственный и муниципальный экологический контроль в установленном порядке.
Статья 16. Общественный экологический контроль
Общественный экологический контроль осуществляется общественными организациями и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Курской области, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 17. Система областного государственного экологического мониторинга
Систему областного государственного экологического мониторинга в Курской области составляют:
государственный экологический мониторинг, осуществляемый федеральной системой наблюдений за состоянием окружающей среды и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
областной государственный экологический мониторинг.
Статья 18. Областной государственный экологический мониторинг
1. Областной государственный экологический мониторинг на территории Курской области осуществляют органы исполнительной власти Курской области в соответствии с их полномочиями во взаимодействии со специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Организация и осуществление областного государственного экологического мониторинга на территории Курской области осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Областной государственный экологический мониторинг включает:
наблюдение по утвержденным программам и методикам за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и комплексов, а также источниками антропогенного воздействия на них;
оценку состояния объектов наблюдения и прогноз их изменений;
разработку рекомендаций и мероприятий по обеспечению охраны природной среды;
создание территориального фонда сведений о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и комплексов, об источниках, процессах и объемах воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной антропогенной деятельности, о влиянии факторов среды на здоровье населения;
информационное обеспечение в области охраны окружающей среды, экологически безопасного устойчивого социально-экономического развития Курской области.
3. Информация о состоянии охраны окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении областного государственного экологического мониторинга, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 19. Муниципальный экологический мониторинг
Муниципальный экологический мониторинг осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Порядок осуществления муниципального экологического мониторинга определяется уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 20. Производственный экологический мониторинг
1. Производственный экологический мониторинг осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области, а также локальными правовыми актами предприятий и иных организаций.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проводить оценку и учет этого воздействия и представление отчетности в порядке, установленном законодательством.
3. Для оценки антропогенных воздействий объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду могут создаваться специализированные системы производственного экологического мониторинга.
4. Средства наблюдения, используемые для ведения производственного мониторинга, должны соответствовать требованиям стандартизации и метрологии.
Статья 21. Нормирование в области охраны окружающей среды
Нормирование воздействия на окружающую среду, качества окружающей среды Курской области осуществляется в форме нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов производства и потребления, лимитов их размещения, допустимых физических воздействий на окружающую среду и иных нормативов, устанавливаемых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Губернатором Курской области утверждаются областные нормативы, стандарты и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, содержащие требования, нормы и правила не ниже установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают в установленном порядке и представляют на утверждение нормативы выбросов и сбросов вредных веществ и иных воздействий на окружающую среду.
Статья 22. Учет объектов и источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Учет объектов и источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в Курской области, осуществляется в порядке, установленном Губернатором Курской области.
Статья 23. Оценка негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологическая экспертиза
1. Оценка негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка негативного воздействия на окружающую среду) производится с целью обеспечения принятия экологически ориентированного решения об осуществлении намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных последствий с учетом общественного мнения, а также разработки мер по уменьшению и предотвращению негативных воздействий на окружающую среду.
Подготовку материалов по оценке негативного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности осуществляет заказчик (организация, индивидуальный предприниматель, иное лицо), который будет осуществлять намечаемую деятельность, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды в порядке, установленном Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
Статья 24. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Физические и юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности руководствуются требованиями в области охраны окружающей среды, установленными Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Статья 25. Права и обязанности граждан, общественных организаций и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. Права и обязанности граждан, общественных организаций и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, реализуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 26. Обязанности субъектов хозяйственной и иной деятельности по охране окружающей среды
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны:
предусматривать в обязательном порядке в проектах строительства, реконструкции, консервации и ликвидации производственных и иных объектов мероприятия по предупреждению, устранению негативного воздействия на окружающую среду, экологически безопасному размещению отходов, применению наилучших существующих технологий, обеспечивающих охрану и восстановление окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов, рациональное природопользование;
соблюдать при строительстве, реконструкции, перевооружении, консервации и ликвидации производственных и иных объектов требования проектной документации по охране окружающей среды, не допуская ввода их в эксплуатацию или вывода из эксплуатации без предусмотренных проектами технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ и средств контроля за загрязнением окружающей среды;
обеспечивать эксплуатацию производственных и иных объектов с соблюдением допустимого воздействия на окружающую среду и применением средств контроля за воздействием на окружающую среду;
проводить учет выбросов, сбросов веществ и микроорганизмов, отходов и иных воздействий на окружающую среду, используемых природных ресурсов в установленном порядке;
проводить производственный контроль в области охраны окружающей среды;
проводить производственный экологический мониторинг окружающей среды в пределах территории субъекта хозяйственной и иной деятельности и его санитарно-защитной зоны;
проводить озеленение, благоустройство и другие природоохранные работы в санитарно-защитных зонах производственных и иных объектов;
представлять информацию об охране окружающей среды в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Курской области;
выполнять предписания контролирующих органов об устранении имеющихся правонарушений;
принимать меры к устранению последствий негативного воздействия на окружающую среду, предупреждению аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций, локализации и ликвидации их последствий;
соблюдать иные требования, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 27. Экономическое стимулирование в области охраны окружающей среды
1. Экономическое стимулирование деятельности в области охраны окружающей среды осуществляется посредством:
применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением природоохранной деятельности;
предоставления субсидий, субвенций при строительстве природоохранных объектов государственной и муниципальной форм собственности;
предоставления налоговых льгот юридическим и физическим лицам, осуществляющим природоохранную деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.
2. Методы экономического стимулирования в первую очередь распространяются на мероприятия:
социальной направленности;
ориентированные на полную или частичную замену истощающихся невозобновляемых природных ресурсов Курской области;
по созданию региональных систем сбора, использования и обезвреживания отходов;
по строительству и эксплуатации природоохранных объектов региональной значимости.
3. Меры экономического стимулирования природоохранной деятельности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 28. Финансирование природоохранной деятельности
1. Финансирование природоохранной деятельности осуществляется за счет:
средств бюджетов соответствующих уровней;
взимания платы с субъектов хозяйственной и иной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду;
средств предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей;
добровольных взносов юридических и физических лиц, средств благотворительных и иных фондов;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Курской области.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 29. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Формы, порядок и размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, допустившие нарушение настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Курской области в области охраны окружающей среды, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 31. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
Споры в области охраны окружающей среды и природопользования рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Курской области
А.Н. МИХАЙЛОВ
г. Курск 1 марта 2004 г.
№ 03-ЗКО