Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон определяет особенности правового регулирования в сфере управления государственной собственностью Курской области (далее - областной собственностью), в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
2. Под управлением областной собственностью понимается осуществление от имени Курской области (далее - области) и в интересах ее населения деятельности органов государственной власти области по реализации в рамках их компетенции, установленной Уставом Курской области, законами области, иными нормативными правовыми актами области правомочий владения, пользования и распоряжения областной собственностью.
3. Особенности управления финансовыми ресурсами, недвижимым имуществом, природными ресурсами, другими объектами, относящимися к областной собственности, неурегулированные настоящим Законом, устанавливаются законодательством Российской Федерации и области, а также договорами между Российской Федерацией и Курской областью.
Статья 2. Цели политики области в сфере управления и распоряжения областной собственностью
Целями политики области в сфере управления и распоряжения областной собственностью являются:
увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления областной собственностью;
оптимизация структуры областной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
вовлечение максимального количества объектов областной собственности в процесс совершенствования управления, использование активов области в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
формирование объектов недвижимости, находящихся в областной собственности, как единых земельно-имущественных комплексов;
повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.
Статья 3. Состав областной собственности
В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав областной собственности входят:
имущество, закрепленное за областными унитарными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
средства областного бюджета;
средства фондов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области, иные поступления из федерального бюджета;
ценные бумаги и финансовые активы;
объекты, переданные области федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
доли (паи, акции) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ, предприятий иных организационно-правовых форм;
результаты интеллектуальной деятельности;
иное имущество области.
Статья 4. Областная казна
1. Средства областного бюджета и иное государственное имущество области, не закрепленное за областными унитарными предприятиями и учреждениями, составляют казну области.
2. Администрация Курской области осуществляет правомочия собственника в отношении казны области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
3. Контроль за использованием областной собственности, за поступлением в областной бюджет средств, полученных от распоряжения областным имуществом (в том числе его приватизации, продажи, аренды) и от управления объектами областной собственности, а также за расходованием бюджетных и внебюджетных средств области осуществляет контрольно-счетная палата Курской области и иные уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 5. Органы, осуществляющие управление областной собственностью
1. Область в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ей на праве собственности имущества.
2 Правомочия собственника от имени области осуществляют органы государственной власти области -Курская областная Дума, администрация Курской области, иные органы исполнительной государственной власти области, уполномоченные законодательством области.
3. Курская областная Дума обеспечивает законодательное регулирование и контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
4. Администрация Курской области, иные органы исполнительной государственной власти области осуществляют нормативное регулирование в сфере управления областной собственностью, распоряжаются областной собственностью, а также федеральной собственностью, переданной в управление области, реализуют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации и области органы исполнительной власти области могут по соглашению с органами местного самоуправления наделять их отдельными полномочиями по управлению объектами областной собственности, находящимися на территории соответствующего муниципального образования, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств и установлением порядка и условий контроля за осуществлением переданных полномочий.
Статья 6. Компетенция Курской областной Думы в сфере управления и распоряжения областной собственностью
Курская областная Дума:
устанавливает законами и иными нормативными правовыми актами области распределение правомочий области как собственника областной собственности между Курской областной Думой и администрацией Курской области, а также порядок управления областной собственностью, осуществляет контроль за их исполнением;
устанавливает порядок приобретения имущества в областную собственность, в том числе для государственных нужд области, и отчуждения объектов областной собственности, определяет максимальный размер сделок о приобретении и отчуждении имущества, заключаемых исполнительными органами государственной власти области без согласия Курской областной Думы;
устанавливает перечень объектов областной собственности, не подлежащих отчуждению;
дает согласие на передачу в залог недвижимого имущества области, стоимость которого превышает 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
принимает решение о создании и положение о порядке деятельности Фонда имущества Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
определяет порядок планирования приватизации областной собственности, принятия решений об условиях приватизации областного имущества и регулирует иные правоотношения в сфере приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и области;
утверждает перечень объектов, принимаемых в собственность области в порядке разграничения государственной и муниципальной собственности;
принимает решение о передаче объектов областной собственности в собственность муниципальных образований области;
утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении;
самостоятельно распоряжается имуществом, закрепленным за Курской областной Думой;
устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, из находящихся в областной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства;
устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в областной собственности;
устанавливает порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий областного значения, порядок их использования и охраны;
согласовывает назначение на должность председателя комитета по управлению имуществом Курской области, а также вправе выразить ему недоверие;
осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
осуществляет иные полномочия в сфере управления объектами областной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 7. Полномочия администрации Курской области в сфере управления областной собственностью
1. Администрация Курской области:
разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам управления и распоряжения областной собственностью в пределах установленной компетенции, организует и контролирует их исполнение;
обеспечивает исполнение областного бюджета: принимает решения о расходовании средств областного бюджета в пределах утвержденных ассигнований;
разрабатывает проекты программ рационального использования недр, лесных, водных и иных природных ресурсов;
определяет порядок использования и охраны объектов исторического и культурного достояния области;
принимает решения о приобретении и продаже находящихся в областной собственности долей (паев, акций) в капиталах хозяйственных обществ и предприятий иных организационно-правовых форм на основании и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и области;
определяет порядок осуществления контроля за эффективностью управления областными унитарными предприятиями;
определяет порядок и условия осуществления прав области как акционера соответствующими специально уполномоченными органами по управлению областной собственностью и лицами, являющимися представителями области на общем собрании акционеров, в совете директоров (наблюдательном совете), в составе ревизионной комиссии хозяйственных обществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
определяет порядок отчетности руководителей областных унитарных предприятий и представителей области в органах управления хозяйственных обществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
утверждает порядок определения доли чистой прибыли областных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в областной бюджет;
осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в областной собственности;
осуществляет, отнесение к категориям земель, находящихся в областной собственности, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, а также перевод их из одной категории в другую;
осуществляет изъятие, в том числе путем выкупа, земель для областных нужд;
осуществляет разработку и реализацию областных программ использования и охраны земель, находящихся в границах области;
принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в областной собственности;
устанавливает процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков, находящихся в областной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
определяет перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается:
определяет порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории;
осуществляет иные полномочия в сфере управления областной собственностью в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
2. Администрация Курской области реализует свои полномочия по управлению и распоряжению областной собственностью через специально уполномоченные органы исполнительной государственной власти области.
Статья 8. Полномочия губернатора Курской области в сфере управления областной собственностью
1. Губернатор Курской области:
принимает решения о создании областных унитарных предприятий, учреждений, об участии в хозяйственных товариществах и обществах с использованием областного имущества, утверждает размер и форму внесения имущественных вкладов;
принимает решения о передаче объектов областной собственности областным унитарным предприятиям, учреждениям и организациям в хозяйственное ведение или оперативное управление;
принимает в соответствии с законодательством области решения о приобретении имущества в областную собственность;
утверждает порядок определения размера арендной платы, а также минимальные базовые ставки платы за аренду областного имущества;
вносит в Правительство Российской Федерации предложения о передаче объектов федеральной собственности, находящихся на территории области, в областную собственность;
представляет на утверждение Курской областной Думы проекты областного бюджета и бюджетов областных внебюджетных фондов, а также отчеты об их исполнении.
2. Губернатор Курской области реализует свои полномочия по управлению и распоряжению областной собственностью через специально уполномоченные органы исполнительной государственной власти области.
Статья 9. Специально уполномоченный орган исполнительной государственной власти области по управлению и распоряжению областной собственностью
1. Комитет по управлению имуществом Курской области является специально уполномоченным органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим от имени Курской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области, правомочия собственника в отношении имущества и земельных участков, находящихся в областной собственности.
2. Правовое положение и функции комитета по управлению имуществом Курской области определяются положением, утверждаемым губернатором Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
3. Комитет по управлению имуществом Курской области отчитывается о результатах своей деятельности перед Курской областной Думой.
Статья 10. Оценка областной собственности
Оценка областной собственности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области оценщиками, определяемыми на конкурсной основе и имеющими соответствующие лицензии. Порядок проведения конкурса определяется администрацией Курской области.
Статья 11. Приватизация областного имущества
1. Имущество, находящееся в областной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области о приватизации.
2. Объекты областной собственности, не подлежащие приватизации, определяются законодательством области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Компетенция органов государственной власти области, порядок планирования приватизации областного имущества, принятие решений об условиях приватизации областного имущества и иные правоотношения в сфере приватизации регулируются законом области о приватизации областного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Сдача в аренду объектов областной собственности
1. В аренду могут быть сданы находящиеся в областной собственности:
земельные участки, участки лесного фонда;
участки недр;
обособленные водные объекты;
здания, сооружения, нежилые помещения;
объекты жилищного фонда;
иное недвижимое и движимое имущество за исключением объектов областной собственности, сдача которых в аренду не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Не допускается сдача в аренду объектов областной собственности, непосредственно закрепленных за органами государственной власти области на праве оперативного управления, без согласования с комитетом по управлению имуществом Курской области.
2. Объекты областной собственности могут сдаваться в аренду:
для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
для поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования и просвещения, науки и культуры;
для размещения общественных, благотворительных и иных некоммерческих организаций:
в целях эффективного использования областного имущества;
в иных случаях, предусмотренных законодательством области.
3. Губернатор Курской области утверждает порядок определения размера арендной платы, а также минимальные базовые ставки платы за аренду областного имущества.
Статья 13. Решение о сдаче в аренду объектов областной собственности
1. Арендодателем областной собственности является комитет по управлению имуществом Курской области.
2. Сдача в аренду объектов областной собственности производится по решению комитета по управлению имуществом Курской области, если иное не предусмотрено законодательством области.
3. Выкуп арендованного имущества производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
4. Арендуемые объекты областной собственности могут быть сданы арендатором в субаренду, если это предусмотрено условиями договора аренды имущества, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Особенности аренды памятников истории и культуры
1. Сдача в аренду зданий, сооружений и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, находящихся в областной собственности, производится в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры.
2. Денежные средства, поступающие от сдачи в аренду памятников истории и культуры, находящихся в областной собственности, полностью зачисляются на специальный счет уполномоченного органа по управлению объектами исторического и культурного наследия и расходуются им исключительно на мероприятия по охране, реставрации, консервации и ремонту памятников.
Статья 15. Залог объектов областной собственности
1. Залог объектов областной собственности может осуществляться для обеспечения:
обязательств области;
обязательств областных унитарных предприятий;
иных обязательств.
2. Не могут быть предметом залога объекты областной собственности, не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
3. Для обеспечения исполнения обязательств в соответствии с областным законом создаются специальные залоговые фонды.
Статья 16. Передача объектов областной собственности в доверительное управление
1. Находящиеся в областной собственности пакеты акций и иные объекты областной собственности могут быть переданы в доверительное управление другим лицам (доверительным управляющим) в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Доверительные управляющие обязаны осуществлять управление объектами областной собственности в интересах области.
2. Решение о передаче объектов областной собственности в доверительное управление принимается губернатором Курской области или по его поручению комитетом по управлению имуществом Курской области.
3. Договоры о передаче указанных объектов в доверительное управление заключаются комитетом по управлению имуществом Курской области.
Статья 17. Учреждение областного унитарного предприятия
1. Решение о создании областного унитарного предприятия принимается губернатором Курской области по представлению соответствующего отраслевого органа исполнительной государственной власти области.
2. В качестве учредителя областного унитарного предприятия выступает комитет по управлению имуществом Курской области.
3. Устав областного унитарного предприятия утверждается комитетом по управлению имуществом Курской области по согласованию с соответствующим отраслевым органом исполнительной государственной власти области.
Статья 18. Назначение и освобождение руководителя областного унитарного предприятия
1. Руководитель областного унитарного предприятия назначается на должность и освобождается от должности комитетом по управлению имуществом Курской области по совместному представлению соответствующего отраслевого органа исполнительной государственной власти области.
2. Комитет по управлению имуществом Курской области заключает с руководителем областного унитарного предприятия контракт на управление предприятием.
Контракт на управление областным унитарным предприятием включает:
срок контракта и порядок его досрочного расторжения;
права и обязанности руководителя предприятия по управлению предприятием;
размер гарантированного вознаграждения;
порядок отчетности руководителя предприятия;
ответственность руководителя предприятия за нарушение условий контракта, экономические результаты деятельности предприятия, сохранность и целевое использование имущества;
иные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
3. Порядок заключения контрактов и аттестации руководителей областных унитарных предприятий утверждаются администрацией Курской области.
Статья 19. Порядок закрепления объектов областной собственности за областным унитарным предприятием
1. Объекты областной собственности закрепляются за областным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
2. Решения о закреплении объектов областной собственности за областным унитарным предприятием принимаются комитетом по управлению имуществом Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
В решении о закреплении объектов областной собственности за областным унитарным предприятием указывается вид, размер (количество) и целевое назначение используемого имущества.
Статья 20. Владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за областным унитарным предприятием
1. В уставе областного унитарного предприятия предусматриваются случаи совершения сделок, при которых требуется обязательное согласие комитета по управлению имуществом Курской области.
2. Областное унитарное предприятие может с согласия комитета по управлению имуществом Курской области создать в качестве юридического лица дочернее предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Устав дочернего предприятия утверждается учредителем создаваемого предприятия по согласованию с комитетом по управлению имуществом Курской области. Руководитель дочернего предприятия назначается по решению учредителя создаваемого предприятия.
3. Область как собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении областного унитарного предприятия.
Нормативы отчислений от прибыли областных унитарных предприятий ежегодно устанавливаются законом об областном бюджете Курской области на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 21. Реорганизация и ликвидация областного унитарного предприятия
1. Областное унитарное предприятие может быть ликвидировано, реорганизовано по решению губернатора Курской области на основании представления соответствующего органа исполнительной государственной власти в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Реорганизация областного унитарного предприятия может осуществляться путем его преобразования, слияния, разделения, выделения и присоединения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Решение о реорганизации и ликвидации областного унитарного предприятия исполняется комитетом по управлению имуществом Курской области.
Статья 22. Создание учреждения
1. Решение о создании учреждения принимается губернатором Курской области по представлению соответствующего отраслевого органа исполнительной государственной власти области.
2. Учреждение создается и действует на основании законодательства Российской Федерации и устава.
3. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями уполномоченных органов и назначением имущества в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и области.
Статья 23. Реорганизация и ликвидация учреждения
1. Учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано в случае достижения целей его деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области.
2. Решение о реорганизации и ликвидации учреждения принимается губернатором Курской области на основании представления соответствующего отраслевого органа исполнительной государственной власти в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3. Решение о ликвидации учреждения исполняется отраслевым органом исполнительной государственной власти области в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Осуществление управления объектами областной собственности, вносимыми в качестве долей (паев, акций) в капиталы хозяйственных обществ, товариществ, а также предприятий иных организационно-правовых форм
1. Управление принадлежащими области долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ, а также предприятий иных организационно-правовых форм от имени собственника осуществляется в порядке, установленном администрацией Курской области.
2. По решению администрации Курской области комитет по управлению имуществом Курской области вправе от имени области приобретать доли (паи, акции) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм. если в законе об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотрена соответствующая расходная статья.
3. Решение о закреплении в областной собственности долей (паев, акций) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм принимается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области.
Статья 25. Осуществление областью прав акционера в хозяйственных обществах, товариществах и предприятиях иных организационно-правовых форм, доли (паи, акции) которых находятся в областной собственности
1. Область осуществляет права акционера в хозяйственных обществах, товариществах и предприятиях иных организационно-правовых форм, доли (паи, акции) которых находятся Е областной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации посредством участи? представителей области в органах управления хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
2. Представителем области в органах управления хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм является государственный служащий или иной гражданин Российской Федерации, назначенный представлять интересы области в органах управления хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
3. Порядок назначения представителей области в органах управления хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм устанавливается администрацией Курской области.
Статья 26. Осуществление учета объектов областной собственности
1. Объекты областной собственности подлежат обязательному учету в реестре областной собственности.
2. Порядок ведения и формы реестра устанавливаются администрацией Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 27. Осуществление контроля за использованием областной собственности
Контроль за использованием областной собственности осуществляют Курская областная Дума, контрольно-счетная палата Курской области, администрация Курской области, губернатор Курской области, иные органы исполнительной государственной власти области, наделенные полномочиями по управлению областной собственностью.
Статья 28. Обеспечение сохранности объектов областной собственности
1. Обеспечение сохранности объектов областной собственности возлагается на областные унитарные предприятия и учреждения, за которыми они закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на уполномоченные органы по управлению объектами областной собственности.
2. Объекты областной собственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области, подлежат обязательному страхованию.
Статья 29. Ответственность за нарушение настоящего Закона
За нарушение настоящего Закона виновные лица несут ответственность на основании и в пределах, предусмотренных законодательством области.
Статья 30. Приведение нормативных правовых актов Курской области в соответствие с настоящим Законом
1. Предложить губернатору Курской области, органам исполнительной государственной власти Курской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона ранее принятые нормативные правовые акты Курской области действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Курской области
А.Н. МИХАЙЛОВ
г. Курск 2 декабря 2002 г.
№ 56-ЗКО