Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и социальные основы организации и осуществления маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Курской области.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
установление компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления Курской области в вопросах организации и осуществления маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
установление правовых и экономических основ организации маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
установление требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим маршрутные пассажирские перевозки автомобильным транспортом, а также прав и обязанностей пассажиров, пользующихся услугами пассажирского транспорта;
обеспечение нормального функционирования рынка транспортных услуг;
защита интересов потребителей транспортных услуг.
Статья 2. Основные задачи маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом
Основными задачами маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются обеспечение перевозки пассажиров внутри населенных пунктов и между населенными пунктами области специализированным пассажирским транспортом на основании специальных разрешений (лицензии) при соблюдении безопасных условий перевозок пассажиров, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии, профессиональной надежности водительского состава, осуществляющего эти перевозки.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
Закон действует на всей территории Курской области и распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих маршрутные пассажирские перевозки автомобильным транспортом.
Статья 4. Основные понятия
Для цепей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
маршрут - установленный путь следования транспортного средства между определенными пунктами;
городские маршруты - маршруты между пунктами, находящимися в пределах установленных границ населенного пункта;
пригородные маршруты - маршруты между пунктами, расположенными в пределах установленных границ населенного пункта, и пунктами, расположенными за пределами установленных границ населенного пункта, на расстоянии до 50 километров;
междугородные маршруты - маршруты между пунктами, расположенными в разных городах или иных населенных пунктах, на расстоянии более 50 километров;
расписание движения - график, таблица, содержащие сведения о времени, месте и последовательности выполнения рейса;
рейс - путь транспортного средства по определенному маршруту;
тариф - установленная величина оплаты перевозки пассажиров и багажа на единицу расстояния или времени;
организатор перевозок - орган государственной власти, местного самоуправления или уполномоченное ими юридическое лицо, которое организует, управляет и контролирует пассажирские перевозки автомобильным транспортом;
перевозчик - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие маршрутные перевозки автомобильным транспортом;
пассажирский транспорт - система материальных (транспортные средства, здания, сооружения, оборудование и тому подобное), финансовых, трудовых и организационных ресурсов, предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
заказ - контракт, заключенный в письменной форме, регулирующий отношения между заказчиком и перевозчиком в сфере транспортных маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Маршрутные пассажирские перевозки автомобильным транспортом подразделяются на:
перевозки по государственному или муниципальному контракту - перевозки транспортом общего пользования, организованные по инициативе соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, которые компенсируют перевозчикам недостающие доходы, если перевозки нерентабельны из-за регулирования тарифов, небольшой интенсивности пассажиропотоков, предоставления отдельным категориям пассажиров права проезда по льготным тарифам или бесплатно;
коммерческие перевозки - перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах, для которых организаторами перевозок разработаны графики и расписание движения транспортных средств пункты посадки (высадки) пассажиров и иные условия выполнения перевозок в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
ГЛАВА II.ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
Статья 5. Формы собственности и организационно-правовые формы перевозчиков
Перевозчики могут действовать в любой организационно-правовой форме, используя при этом имущество на праве собственности или другом вещном праве в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Не допускается ограничение правоспособности и перевозчиков по форме собственности и организационно-правовой форме.
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРШРУТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Статья 6. Организация перевозок пассажиров по государственному или муниципальному контракту
Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий определяют потребность населения в перевозках транспортом общего пользования по государственному и муниципальному контракту.
Организация перевозок пассажиров по государственному или муниципальному контракту транспортом осуществляется посредством формирования и размещения заказов, обеспеченных финансированием за счет средств соответствующих бюджетов.
Органы государственной власти и местного самоуправления публикуют в установленном порядке перечень перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров по государственному или муниципальному контракту.
Исходя из имеющегося спроса органы государственной власти и местного самоуправления определяют потребность в коммерческих перевозках пассажиров.
Маршруты пассажирского транспорта открываются по согласованию с органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Порядок открытия маршрутов регламентируется действующим законодательством.
Исходя из действующих стандартов и нормативов транспортного обслуживания, заказчик определяет для каждого маршрута параметры и максимальное количество транспортных средств, необходимых для обеспечения перевозок, а также иные количественные и качественные показатели транспортных услуг.
На автовокзалах, автостанциях и в билетных кассах предоставляется информация о правилах перевозок, расписании движения, стоимости и условиях проезда пассажиров и перевозки багажа, услугах автовокзала, о работе других видов транспорта.
Статья 7. Организация коммерческих маршрутов
Перечень коммерческих маршрутов устанавливается органами государственной власти или местного самоуправления.
Организация коммерческих маршрутов осуществляется на конкурсной основе.
Условия конкурса, состав конкурсной комиссии утверждаются органом государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
С победителем конкурса заключается договор.
Статья 8. Тарифная политика на пассажирском транспорте
Тарифная политика на пассажирском транспорте в Курской области основана на принципах:
доступности услуг для малообеспеченных групп населения;
устойчивого функционирования пассажирского транспорта общего пользования.
Тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом устанавливают:
на пригородных и междугородных маршрутах - орган государственной власти области;
на городских маршрутах - орган местного самоуправления.
Органы государственной власти и местного самоуправления могут в пределах своей компетенции предоставлять отдельным категориям населения право проезда по льготным тарифам или бесплатно на транспорте общего пользования при условии компенсации перевозчикам выпадающих доходов.
Статья 9. Условия пересмотра тарифов на пассажирском транспорте
Пересмотр тарифов на пассажирские перевозки производится по мере необходимости органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах представленных полномочий.
Пересмотр тарифов производится при условии, когда доходы от перевозок не обеспечивают устойчивую работу пассажирского транспорта вследствие роста цен.
При определении тарифов на пассажирские перевозки используется методика (методические рекомендации) формирования расчетных тарифов, утвержденная соответствующим органом, обладающим правом установления тарифов.
Тарифы на пассажирские перевозки вводятся в действие не ранее десяти дней после их опубликования в средствах массовой информации.
Статья 10. Финансирование пассажирских перевозок, осуществляемых по государственному или муниципальному контракту
Оплата услуг перевозчика пассажиров по государственному или муниципальному контракту осуществляется в соответствии с условиями, определенными в государственном или муниципальном контракте.
Государственным или муниципальным контактом обеспечиваются перевозки, нерентабельность которых обусловлена регулированием тарифов, небольшой интенсивностью пассажиропотоков, правом отдельных категорий пассажиров на проезд по льготным тарифам или бесплатно.
Объем государственного или муниципального контракта определяется размером финансовых ресурсов, запланированных в областном бюджете или бюджете муниципального образования.
Средства, предусмотренные в областном бюджете, бюджете муниципального образования, предназначенные для обновления подвижного состава пассажирского транспорта, по согласованию с перевозчиком учитываются при определении выполняемого им объема государственного или муниципального контракта.
При этом условии подвижной состав, приобретаемый на указанные средства, передается перевозчикам в счет оплаты государственного или муниципального контракта и поступает в собственность перевозчика. В иных случаях подвижной состав, приобретенный за счет средств названных бюджетов, является областной или муниципальной собственностью и передается перевозчикам во временное пользование в установленном порядке.
Статья 11. Права и обязанности перевозчика
Перевозчик пассажиров обязан:
получить в установленном законодательством порядке лицензию на право перевозки пассажиров, строго соблюдать лицензионные требования и условия;
получить в установленном законодательством порядке сертификат соответствия на оказываемые услуги по перевозке пассажиров;
выполнять перевозки пассажиров в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и области, условиями заключенных контрактов;
обеспечить безусловное соблюдение прав, страхования жизни и здоровья пассажира как потребителя транспортных услуг в соответствии с действующим законодательством;
обеспечить беспрепятственный допуск представителей организатора пассажирских перевозок на объекты, обеспечивающие транспортные перевозки и представлять необходимую информацию для контроля перевозок пассажиров;
своевременно представлять органам государственной власти, местного самоуправления (в том числе и органам статистики). установленную отчетность по пассажирскому транспорту;
выполнять предписания в установленные контролирующими органами сроки;
своевременно оплачивать штрафы, налагаемые за нарушение действующего законодательства;
соблюдать установленные нормативы технического обслуживания транспортных средств;
принимать и рассматривать в установленные сроки обращения пассажиров;
информировать пассажиров о владельце лицензии, номерах телефонов контролирующих органов, обязательном сертификате соответствия на оказываемые услуги.
Перевозчик, осуществляющий маршрутные пассажирские перевозки, обязан согласовать маршрут, график и расписание движения транспортных средств с соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Изменение перевозчиком расписания движения допускается только по согласованию с заказчиком (организатором).
Перевозчик имеет право:
принимать участие в конкурсах на осуществление коммерческих перевозок;
требовать представления организатором перевозок необходимой документации по обслуживаемым маршрутам для надлежащей и эффективной организации перевозок пассажиров;
требовать своевременной оплаты транспортных услуг заказчиками перевозок, соблюдения установленных правил использования транспортных средств.
Статья 12. Работа пассажирского транспорта в чрезвычайных ситуациях
Работа пассажирского транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Статья 13. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления
К ведению органов государственной власти области относятся перевозки пассажиров по междугородным и пригородным маршрутам. Органы государственной власти области:
формируют и реализуют транспортную политику на территории области;
разрабатывают и реализуют программы (проекты) развития пассажирского транспорта;
выполняют функции заказчика и организатора пассажирских перевозок, находящихся в их ведении;
инвестируют капиталоемкие проекты модернизации и развития пассажирского транспорта, создают за счет средств областного бюджета транспортного предприятия;
контролируют работу пассажирского транспорта, обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов на пассажирском транспорте, безопасность пассажирских перевозок;
взаимодействуют с федеральными органами государственной власти, межрегиональными и международными организациями;
осуществляют государственное регулирование тарифов на междугородные и пригородные пассажирские перевозки;
осуществляют иные полномочия в области обеспечения маршрутных пассажирских перевозок в соответствии с действующим законодательством.
К ведению органов местного самоуправления относятся перевозки пассажиров на городских маршрутах. Органы местного самоуправления:
обеспечивают население муниципального образования маршрутными пассажирскими перевозками;
выполняют функции заказчика и организатора маршрутных пассажирских перевозок, находящихся в их ведении;
осуществляют контроль за исполнением принятых, в пределах своих полномочий, решений по организации маршрутных пассажирских перевозок;
регулируют тарифы на маршрутные пассажирские перевозки, выполняемые на основании муниципального контракта;
руководят деятельностью муниципальных транспортных предприятий, осуществляющих маршрутные пассажирские перевозки;
обеспечивают безопасность маршрутных пассажирских перевозок на территории соответствующего муниципального образования.
По соглашению сторон полномочия органов государственной власти частично или полностью могут быть переданы органам местного самоуправления в установленном законом порядке.
Статья 14. Функции организатора пассажирских перевозок
Организатор пассажирских перевозок:
регулярно изучает потребность населения в маршрутных пассажирских перевозках автомобильным транспортом;
в установленном порядке открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов;
утверждает паспорта маршрута и расписания движения транспортных средств;
организует конкурсы на осуществление коммерческих перевозок;
согласовывает маршруты, расписания (графики) движения пассажирского транспорта;
публикует в печати перечень маршрутов пассажирского транспорта, расписание движения подвижного состава и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг;
осуществляет координацию работы перевозчиков на маршрутах;
принимает и рассматривает жалобы и предложения пассажиров по их обслуживанию;
обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками действующего законодательства и принятых договорных обязательств;
обеспечивает контроль за регулярностью движения транспортных средств на маршрутах;
осуществляет финансирование заказа на пассажирские перевозки по государственному или муниципальному контракту.
ГЛАВА V. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Статья 15. Требования, предъявляемые к транспортным средствам, используемым для перевозки пассажиров
Для осуществления маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом используются транспортные средства, зарегистрированные в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел Курской области, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр и учтенные в лицензии на право участия в пассажирских перевозках.
Лицензия выдается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перевозчик при эксплуатации транспортных средств обязан соблюдать правила технической эксплуатации, обеспечивать соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в перевозках пассажиров, установленным требованиям безопасности. Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств должно производиться на предприятиях, в учреждениях, имеющих сертификат на проведение таких работ, в установленном законом порядке. Перед выходом на маршруты водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, а транспортные средства - технический осмотр, о чем делается отметка в путевом листе. Отметки о проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, производятся в сервисной книжке.
Транспортные средства должны быть обеспечены надлежащей охраной с целью недопущения использования их посторонними лицами.
Не допускаются к осуществлению маршрутных пассажирских перевозок автобусы:
с левосторонним расположением дверей для посадки и высадки пассажиров;
не прошедшие в установленном порядке технический осмотр;
не соответствующие по конструкции и техническому состоянию требованиям инструкции завода-изготовителя.
Транспортные средства, осуществляющие маршрутные пассажирские перевозки, должны иметь в наличии:
опознавательный знак;
передний и боковой указатели следования и номер маршрута, задний указатель маршрута;
в салоне табличку с фамилиями водителя и кондуктора;
информацию о владельце автобуса, номера телефонов: заказчика перевозок, отделения Российской транспортной инспекции, органа по защите прав потребителя;
лицензионную карточку;
сервисную книжку (для транспортных средств, принадлежащих предпринимателям);
паспорт маршрута;
схему маршрута;
таблицу стоимости проезда и провоза багажа;
правила пользования пассажирским транспортом, права и обязанности пассажиров.
Статья 16. Обеспечение стабильности перевозок
Перевозчик не вправе без уведомления заказчика (организатора) перевозок отменить назначенные на маршруте рейсы или изменить расписание, за исключением случаев, когда выполнение рейсов по расписанию невозможно при возникновении не зависящих от перевозчика помех по неблагоприятным дорожным или погодно-климатическим условиям, угрожающим безопасности движения или безопасности перевозки пассажиров.
О предстоящем плановом изменении или прекращении движения на маршруте перевозчик обязан уведомить пассажиров и заказчика (организатора) перевозок. Уведомление заказчика (организатора) перевозок производится в письменном виде, пассажиров - путем публикации в средствах массовой информации в сроки, согласуемые с заказчиком (организатором) перевозок.
ГЛАВА VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ
Статья 17. Права и обязанности пассажиров
Пассажир имеет право:
требовать от перевозчика соблюдения установленных правил перевозки;
иметь свободный доступ к информации о движении пассажирского транспорта;
согласно действующему законодательству пользоваться льготой по оплате за проезд в пассажирском транспорте, выполняющем государственный или муниципальный контракт;
обращаться к заказчику с предложениями по совершенствованию маршрутных пассажирских перевозок;
обращаться, в соответствии с действующим законодательством, за защитой своих прав в органы, контролирующие осуществление маршрутных пассажирских перевозок, районный или областной отделы по защите прав потребителей, либо в суд.
Пассажир обязан:
во время поездки соблюдать общественный порядок;
своевременно и правильно оплатить проезд и провоз багажа, получить билет на полную оплаченную стоимость проезда и провоза багажа согласно установленному тарифу;
при посадке и высадке соблюдать меры предосторожности;
во время движения не отвлекать водителя разговорами.
Пассажиру запрещается провозить:
огнеопасные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества;
огнестрельное оружие и колюще-режущие предметы без чехлов или в незавернутом виде;
предметы и вещи, загрязняющие салон или одежду пассажиров.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные и правовые акты Курской области и органов местного самоуправления, регулирующие деятельность пассажирского транспорта, действовавшие до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Органам государственной власти Курской области и органам местного самоуправления Курской области в соответствии с их полномочиями в шестимесячный срок принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.
Губернатор Курской области
А.Н. МИХАЙЛОВ
г. Курск 23 апреля 2002 г.
№ 23-ЗКО
Х Утратил силу см. ЗАКОН КУРСКОЙ ОБЛАСТИ № 16 - ЗКО от 31 марта 2016 г. ст.6