Настоящий Закон определяет правовую основу деятельности Курской областной Думы (далее - областная Дума) как законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области, ее компетенцию, ответственность за принятые нормативные правовые акты, а также регулирует иные правоотношения, возникающие в процессе осуществления областной Думой своих функций.
Статья 1. Областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Курской области
1. Областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области (далее - область) и осуществляет все полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Курской области и законами области.
2. Областная Дума является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и гербовую печать.
Статья 2. Правовые основы деятельности областной Думы
Компетенция, порядок организации и деятельности областной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами регулируются Уставом (Основным Законом) Курской области, законами области, настоящим Законом и Регламентом областной Думы (далее - Регламент).
Статья 3. Основные принципы деятельности областной Думы
В соответствии с федеральным законодательством деятельность областной Думы основывается на принципах государственной и территориальной целостности Российской Федерации; распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единства системы государственной власти; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
Статья 4. Состав и порядок формирования областной Думы
1. В соответствии с Уставом (Основным Законом) Курской области областная Дума состоит из 45 депутатов, избираемых сроком на пять лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курской области и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом.
2. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области пассивным избирательным правом и достигший 21 года.
Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа депутатов областной Думы.
Правомочность заседаний областной Думы определяется ее Регламентом.
3. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
4. Статус депутата Курской областной Думы определяется Уставом (Основным Законом) Курской области и Законом Курской области.
5. Депутаты областной Думы осуществляют свою депутатскую деятельность как без отрыва от основной деятельности, так и на постоянной профессиональной основе.
Число депутатов, работающих в Думе на постоянной профессиональной основе, определяется самостоятельно областной Думой.
Депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6. Областная Дума сохраняет свои полномочия до начала работы областной Думы нового созыва.
7. Порядок организации и проведения выборов депутатов областной Думы устанавливается федеральным законодательством и законодательством области.
8. Областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально - технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Статья 5. Структура областной Думы
1. Структура областной Думы устанавливается Уставом (Основным Законом) Курской области.
2. Областная Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению областной Думы.
Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комитетов определяются Положением о постоянных комитетах областной Думы.
3. Областная Дума в случае необходимости может образовывать временные комиссии, задачи и полномочия которых определяются областной Думой при их образовании.
4. При областной Думе могут создаваться консультативные совещательные и иные действующие на общественных началах органы. Порядок деятельности этих органов устанавливается соответствующими положениями, утверждаемыми областной Думой.
Статья 6. Аппарат областной Думы
1. Для организационного, правового, информационного, материально - технического и иного обеспечения деятельности областной Думы создается аппарат областной Думы.
2. Смета расходов на содержание областной Думы и структура аппарата областной Думы разрабатываются председателем областной Думы и утверждается областной Думой.
Расходы на обеспечение деятельности областной Думы предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете.
3. Штаты и должностные оклады государственных служащих аппарата областной Думы утверждаются председателем областной Думы.
4. Должностные инструкции работников аппарата областной Думы, положения о комитетах и управлениях аппарата областной Думы утверждаются председателем областной Думы.
5. Руководство аппаратом областной Думы осуществляет председатель областной Думы.
Статья 7. Регламент областной Думы
1. Областная Дума принимает Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
2. Основной формой деятельности областной Думы является заседание. Заседания областной Думы являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Курской области, настоящим Законом и Регламентом областной Думы.
3. Областная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Губернатором Курской области, председателем областной Думы, комитетом областной Думы, депутатом или группой депутатов, присутствующих на заседании областной Думы.
4. Порядок проведения заседаний определяется Регламентом.
Статья 8. Депутатские слушания
1. Областная Дума вправе проводить депутатские слушания по вопросам своего ведения.
Депутатские слушания проводятся по инициативе председателя областной Думы, постоянных комитетов областной Думы.
2. Порядок проведения депутатских слушаний устанавливается Регламентом.
Статья 9. Председатель областной Думы
1. Работу областной Думы организует ее председатель, избираемый на заседании областной Думы из числа депутатов тайным голосованием (бюллетенями) на срок полномочий областной Думы данного созыва.
Порядок выборов председателя областной Думы устанавливается Регламентом.
2. Председатель подотчетен областной Думе и может быть освобожден от занимаемой должности решением областной Думы, принимаемым большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы путем тайного голосования.
Процедура освобождения председателя областной Думы от должности определяется Регламентом.
Статья 10. Полномочия председателя областной Думы
1. Председатель областной Думы:
представляет областную Думу в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями всех организационно - правовых форм, общественными объединениями;
формирует и руководит аппаратом областной Думы;
разрабатывает смету расходов на содержание областной Думы и структуру аппарата областной Думы для последующего их утверждения областной Думой;
утверждает штаты и должностные оклады государственных служащих аппарата областной Думы;
созывает очередные заседания Думы;
разрабатывает проект повестки дня очередного заседания областной Думы;
созывает по своей инициативе, по предложению Губернатора Курской области или по требованию, поддержанному не менее, чем одной третьей от числа избранных депутатов областной Думы, внеочередные заседания областной Думы не позже чем в течение двух недель;
ведет заседания областной Думы;
ведает внутренним распорядком деятельности областной Думы;
направляет Губернатору Курской области принятые областной Думой законы Курской области для обнародования путем подписания или издания специального акта;
подписывает постановления областной Думы и иные документы ненормативного характера;
осуществляет прием и увольнение работников аппарата областной Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения и Законом Курской области "О государственной службе Курской области";
оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в областной Думе, ее органах и избирательных округах;
координирует деятельность постоянных комитетов областной Думы;
дает поручения постоянным комитетам областной Думы во исполнение законов области и решений, принятых областной Думой;
принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе областной Думы, поддержанию ее связи с общественными объединениями;
организует в областной Думе прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений, жалоб;
открывает и закрывает расчетный и текущий счета областной Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;
является распорядителем денежных средств по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение заседаний, работу постоянных комитетов и депутатов, содержание аппарата и по другим расходам, связанным с деятельностью областной Думы;
от имени областной Думы подписывает обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, а также исковые заявления, направляемые в иные федеральные суды;
решает другие вопросы, которые могут быть ему поручены областной Думой, возложены на него законодательством Российской Федерации, законами области и решениями, принимаемыми областной Думой.
2. По вопросам своей компетенции председатель областной Думы издает распоряжения.
3. Областная Дума вправе отменить распоряжение председателя областной Думы, изданное им с превышением своих полномочий либо противоречащее Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Курской области, законам области, постановлениям областной Думы.
Статья 11. Заместители (заместитель) председателя областной Думы
1. Заместители (заместитель) председателя областной Думы избираются тайным голосованием (бюллетенями) на заседании областной Думы по представлению председателя областной Думы, депутатов областной Думы из числа депутатов на срок полномочий областной Думы.
2. Заместители (заместитель) председателя областной Думы работают на постоянной основе и выполняют свои функции в соответствии с распределением обязанностей и поручениями председателя, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей один из заместителей выполняет функции председателя Думы.
3. Освобождение от должности заместителей (заместителя) председателя областной Думы производится в соответствии с Регламентом в том же порядке, что и председателя областной Думы.
Статья 12. Полномочия областной Думы
1. Областная Дума:
принимает Устав (Основной Закон) Курской области и поправки к нему;
осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Курской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Курской области в пределах полномочий Курской области;
осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Курской области и законами области.
2. Законом области:
утверждаются бюджет области и отчет о его исполнении по представлению Губернатора Курской области;
устанавливаются в соответствии с Уставом (Основным Законом) Курской области основы организации и деятельности областной Думы;
устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области;
определяется порядок деятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий областной Думы;
утверждаются программы социально - экономического развития области по представлению Губернатора Курской области;
устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм;
утверждается заключение и расторжение договоров области;
устанавливается порядок назначения и проведения референдума области;
устанавливается порядок проведения выборов в областную Думу, а также выборов Губернатора Курской области;
устанавливается административно - территориальное устройство области и порядок его изменения;
утверждается схема управления областью, определяется структура Администрации Курской области;
регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Курской области и законами области к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
3. Постановлением областной Думы:
определяется порядок деятельности областной Думы;
назначается дата выборов в областную Думу, а также дата выборов Губернатора Курской области;
назначается референдум области в случаях, предусмотренных законом области;
принимается решение о недоверии (доверии) Губернатору Курской области, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых на должность областная Дума принимала участие в соответствии с Уставом (Основным Законом) Курской области;
утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;
назначаются на должность мировые судьи;
выражается мнение при назначении судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражного суда;
оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению областной Думы.
4. Областная Дума в пределах и формах, установленных Уставом (Основным Законом) Курской области и законами области:
осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами области.
5. Областная Дума не вправе делегировать кому-либо полномочия, отнесенные к ее компетенции.
Статья 13. Правовые акты, принимаемые областной Думой
Областная Дума реализует свои полномочия посредством принятия законов области и иных нормативных правовых актов.
Устав (Основной Закон) Курской области, изменения и дополнения Устава принимаются областной Думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
Иные законы области и другие нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Постановления областной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не установлено федеральным законодательством.
Проект закона Курской области рассматривается областной Думой в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением областной Думы.
Статья 14. Право законодательной инициативы в областной Думе
1. Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, Губернатору Курской области, представительным органам местного самоуправления, а также Курскому областному суду, Арбитражному суду Курской области, прокурору Курской области и приравненным к нему прокурорам по вопросам их ведения в соответствии с федеральным законодательством.
2. Законопроекты, внесенные в областную Думу Губернатором Курской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета области, рассматриваются областной Думой по представлению Губернатора Курской области либо при наличии заключения Губернатора Курской области.
Статья 15. Подписание и обнародование законов и иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой
Законы Курской области, принятые областной Думой, направляются Губернатору Курской области для обнародования путем подписания или издания специального акта в течение пяти дней.
Губернатор Курской области в течение четырнадцати дней со дня поступления к нему законов области подписывает их в порядке, установленном законом области и обнародует.
Иные нормативные правовые акты, принятые областной Думой, подписываются и обнародуются председателем областной Думы.
Статья 16. Право отлагательного вето Губернатора Курской области в отношении законов области
Законы области могут быть отклонены Губернатором Курской области и до истечения четырнадцатидневного срока возвращены в областную Думу. Если закон области будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, то Губернатор Курской области не может повторно отклонить закон Курской области и подписывает его в трехдневный срок со дня поступления.
Если при повторном рассмотрении закона в него будут внесены поправки по инициативе депутатов областной Думы, то закон направляется Губернатору Курской области на подпись как вновь принятый.
Статья 17. Опубликование и вступление в силу законов области и иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой
1. Законы области и иные нормативные правовые акты областной Думы опубликовываются в порядке, установленном Законом "О порядке подписания, опубликования (обнародования) и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой".
2. Устав (Основной Закон) Курской области и законы области вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
3. Правовые акты областной Думы, не являющиеся нормативными, вступают в силу в день их принятия, если этими актами не установлен иной срок вступления их в силу.
Днем принятия ненормативных правовых актов областной Думы считается день их регистрации и присвоения им соответствующих порядковых номеров.
Статья 18. Приоритет федеральных законов и законов области
Законы области, а также иные нормативные правовые акты областной Думы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и области. В случае противоречия между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, и законами области, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и законом области, принятым по предметам исключительного ведения области, действует закон области.
Статья 19. Решения, принимаемые постоянными комитетами областной Думы
Постоянные комитеты областной Думы принимают решения в пределах предоставленных им полномочий в форме рекомендаций.
Рекомендации постоянных комитетов областной Думы подлежат рассмотрению с сообщением им о результатах рассмотрения и принятых мерах не позднее чем в месячный срок, если иной срок не установлен самим комитетом.
Статья 20. Взаимодействие областной Думы с Администрацией Курской области
1. Областная Дума и Губернатор Курской области в целях социального и экономического развития области, в интересах ее населения взаимодействуют в установленных законодательством Российской Федерации и области формах и в соответствии с принципом разделения властей осуществляют свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.
2. Областная Дума вправе обратиться к Губернатору Курской области или в органы исполнительной власти области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в принятые ими нормативные правовые акты либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
3. Областная Дума вправе заслушивать Администрацию Курской области по вопросам исполнения законов и иных нормативных правовых актов области, областного бюджета, реализации целевых программ и планов социально - экономического развития области.
4. Губернатор Курской области вправе участвовать в работе областной Думы с правом совещательного голоса.
На заседаниях областной Думы и ее органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области или лица, уполномоченные указанными руководителями.
5. Губернатор Курской области вправе обратиться в Курскую областную Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Курской областной Думы либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
6. Областная Дума направляет Губернатору Курской области планы законопроектной работы и проекты законов Курской области.
7. Правовые акты Губернатора Курской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти области направляются в областную Думу в пятидневный срок.
8. Депутаты областной Думы либо по поручению областной Думы или ее председателя работники аппарата областной Думы вправе присутствовать на заседаниях органов исполнительной власти области.
9. Споры между областной Думой, Губернатором Курской области и органами исполнительной власти области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Курской области и законом области, либо в судебном порядке.
Статья 21. Гарантии осуществления областной Думой своей деятельности
Решения областной Думы, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями всех организационно - правовых форм, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Невыполнение решений областной Думы, принятых в пределах ее полномочий, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
При обращении областной Думы по вопросам, относящимся к ее ведению, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех организационно - правовых форм, общественные объединения, должностные лица обязаны дать ответ в течение 5 дней либо в иной согласованный с областной Думой срок.
По решению областной Думы руководители структурных подразделений Администрации Курской области, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений обязаны явиться на заседания областной Думы и представить объяснения по рассматриваемым вопросам.
Председатель областной Думы, его заместители, председатели постоянных комитетов, депутаты областной Думы при участии в работе структурных подразделений Администрации Курской области, органов местного самоуправления пользуются правом выступлений, внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам, затрагивающим интересы населения.
Статья 22. Ответственность областной Думы
Областная Дума несет ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивает соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, принимаемых (принятых) ею Устава (Основного Закона) Курской области, законов и иных нормативных правовых актов Курской области и осуществляемой ею деятельности.
В случае принятия областной Думой нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, областная Дума несет ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законодательством.
Статья 23. Судебный контроль
В соответствии со ст. 46 (п. 2) и ст. 53 Конституции Российской Федерации правовые акты, принятые областной Думой, могут быть обжалованы гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями всех организационно - правовых форм, общественными объединениями соответственно в суд или арбитражный суд.
Статья 24. Досрочное прекращение полномочий областной Думы
Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия областной Думой решения о самороспуске не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов в порядке, установленном законодательством области;
б) роспуска областной Думы Губернатором Курской области по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
в) вступления в силу решения Курского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска областной Думы Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившими силу со дня официального опубликования настоящего Закона:
Закон Курской области от 5 июля 1997 года № 18-ЗКО "О Курской областной Думе" (Сборник законодательства Курской области, 1997, № 10);
Закон Курской области от 26 марта 1998 года № 8-ЗКО "О внесении изменения в Закон Курской области "О Курской областной Думе" (Сборник законодательства Курской области, 1998, № 13);
Закон Курской области от 26 июня 1998 года № 13-ЗКО "О внесении изменения в Закон Курской области "О Курской областной Думе" (Сборник законодательства Курской области, 1998, № 14).
Губернатор Курской области
А.Н. МИХАЙЛОВ
г. Курск. 8 мая 2001 г. № 23 -ЗКО