Об обращении Курской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу реализации требований Федерального закона «О теплоснабжении» в части введения запрета на использование централизованных открытых систем теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения

  • Дата принятия: 13.11.2020
  • Созыв: VI

Курская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять обращение Курской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу реализации требований Федерального закона "О теплоснабжении" в части введения запрета на использование централизованных открытых систем теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения (прилагается).

2. Направить настоящее постановление и указанное обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Курской областной Думы по промышленности, строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 13 ноября 2020 года.

 

Председатель

Курской областной Думы

Н. И. Жеребилов

г. Курск

"13" ноября 2020 г.

№ 811— VI ОД


  Приложение
к постановлению Курской областной Думы
"13" ноября 2020 г. № 811 - VI ОД

ОБРАЩЕНИЕ

Курской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу реализации требований Федерального закона "О теплоснабжении" в части введения запрета на использование централизованных открытых систем теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения

В соответствии с частью 9 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 29 Федерального закона "О теплоснабжении" также не допускается подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения (далее - открытые системы теплоснабжения).

Реализация данных положений Федерального закона "О теплоснабжении" предусматривает полный переход на закрытые системы теплоснабжения.

В настоящее время в отечественных теплофикационных системах эти два способа теплоснабжения (горячего водоснабжения) используются в равной мере. Каждая из этих двух систем теплоснабжения обладает своими достоинствами и своими недостатками.

Преимущества открытых систем теплоснабжения - это высокая энергетическая эффективность благодаря использованию низкопотенциальных источников теплоты (отработавшего пара турбин ТЭЦ) и высокое качество сетевой воды во всей системе теплоснабжения ввиду высокоэффективной централизованной противонакипной и противокоррозионной обработки подпиточной воды на ТЭЦ. Кроме того, в открытой системе теплоснабжения местные тепловые пункты обладают низкой стоимостью.

Преимущества закрытых систем теплоснабжения заключается в стабильном гидравлическом режиме из-за одинакового расхода сетевой воды в подающей и обратной магистралях.

При этом закрытые системы теплоснабжения обладают пониженной энергетической эффективностью и высокой стоимостью большого количества местных или центральных тепловых пунктов.

Открытые системы теплоснабжения получили широкое распространение прежде всего потому, что позволяют максимально реализовать эффект комбинированной выработки электрической и тепловой энергии за счёт использования низкопотенциальных источников теплоты для подогрева больших количеств подпиточной воды теплосети на ТЭЦ или АЭС.

Применение открытых систем теплоснабжения полностью соответствует положениям Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона "О теплоснабжении" чётко определяющим приоритет теплофикации, то есть централизованного теплоснабжения на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения, муниципального и городского округа тепло- и водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов.

Вопрос перехода от открытых систем теплоснабжения к закрытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) является актуальным, но трудновыполнимым для Курской области, как и для других субъектов Российской Федерации. В настоящее время положения Федерального закона "О теплоснабжении" исполняются лишь в одной части: подключение новых объектов капитального строительства осуществляется к закрытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Несмотря на большой объем вновь вводимых в эксплуатацию объектов жилищного строительства на территории Курской области, более 60% потребителей г. Курска подключено к открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения). Город Курчатов практически полностью потребляет тепловую энергию по открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Переход от открытых систем теплоснабжения к закрытым, в том числе для нужд горячего водоснабжения, является чрезвычайно затратным для бюджетов муниципальных образований, так как предусматривает реконструкцию сетей водопровода и тепловых сетей, а также капитальный ремонт индивидуальных тепловых пунктов в зданиях потребителей.

По предварительным оценкам стоимость реализации перехода к закрытым системам теплоснабжения в Курской области составляет более 7 млрд. рублей, что не позволяет обеспечить их выполнение за счет средств областного и местных бюджетов. Повышение тарифов на тепловую энергию для потребителей как альтернативный источник финансирования перехода нереализуем ввиду наличия ограничений на их рост, установленных федеральным законодательством. За границей балансовой принадлежности указанные расходы в многоквартирных домах будут возложены на граждан, что крайне негативно повлияет на социально-экономическое положение регионов.

Учитывая вышеизложенное, депутаты Курской областной Думы обращаются к Вам с просьбой рассмотреть вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего признание утратившими силу частей 8 и 9 статьи 29 Федерального закона "О теплоснабжении".