Курская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять обращение Курской областной Думы к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу увеличения среднего подушевого норматива финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования (прилагается).
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Курской областной Думы
Н. И. Жеребилов
г. Курск
"10" апреля 2020 г.
№ 691 — VI ОД
|
В последнее время в органы власти всех уровней увеличился поток обращений и жалоб жителей Курской области на недостаточное финансирование системы здравоохранения.
В связи с ежегодным ростом цен на лекарственные препараты, расходные материалы, ТЭРы, ростом заработной платы (до 80% всех финансовых средств в отдельных медицинских организациях страны расходуется на заработную плату при рекомендованных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) 68% на 2020 год) и поэтому в медицинских организациях не остается средств на другие статьи расходов. Ситуация в системе здравоохранения имеет тенденцию к ухудшению.
При обсуждении и принятии бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области (далее - ТФОМС Курской области) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов у депутатов Курской областной Думы возникли вопросы по финансированию медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" среднего подушевого норматива финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования на 2020 год недостаточно для финансирования медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения Курской области, поскольку:
- при соблюдении целевых показателей уровня оплаты труда медицинских работников, доля заработной платы в областных медицинских организациях за 2019 год составила 80% при 70% рекомендуемых Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом;
- с учетом кредиторской задолженности по ТЭРам на 1 января 2020 года (56,4 млн. рублей) доля оплаты коммунальных услуг в расходах медицинских организаций за 2019 год составляет 4%. На все другие статьи расходов (медикаменты, питание, содержание учреждений, налоги, бензин и другие материальные затраты) у медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения Курской области, остается не более 16% из суммы поступивших в медицинские организации по ОМС средств. В 2018 году на оплату указанных видов расходов оставалось 19%, в 2017 году - 21%. В связи с уменьшением доли расходов на материальное обеспечение медицинских организаций отмечается тенденция к росту просроченной кредиторской задолженности. Так, на 1 января 2019 года просроченная кредиторская задолженность составляла 179,6 млн. руб., на 1 января 2020 года просроченная кредиторская задолженность увеличилась до 242,5 млн. рублей.
- с момента включения в систему ОМС оплаты дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), возросли расходы ТФОМС Курской области по оплате лечения застрахованных граждан Курской области в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации. В основном, это касается регионов, в которых находятся научно-медицинские центры (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область). Если до 2015 года соотношение взаиморасчетов с такими регионами составляло 1:2, поскольку ВМП финансировалась за счет средств федерального бюджета, то в 2020 году соотношение по расчетам с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования г. Москвы составляет 1:11, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской области -1:6, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования г. Санкт-Петербурга -1:6. При этом Фонд перекладывает финансирование нарастающего разрыва на территориальные фонды ОМС без выделения дополнительных средств. За последние 5 лет расходы на оплату лечения застрахованных граждан Курской области в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации возросли более чем в 3 раза. Кредиторская задолженность ТФОМС Курской области по межтерриториальным расчетам только за 2019 год увеличилась на 196,2 млн. рублей и на 1 января 2020 года составила 280,5 млн. рублей или 40% от стоимости всей медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам Курской области, за пределами Курской области.
В 2020 году при росте доходов ТФОМС Курской области на сумму 911,2 млн. рублей средств на увеличение заработной платы медицинским работникам Курской области в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" будет недостаточно.
Для ликвидации имеющейся кредиторской задолженности, недопущения образования новой кредиторской задолженности и выполнения целевых показателей по заработной плате, а также обеспечения медицинских организаций медикаментами, расходными материалами, продуктами питания для оказания медицинской помощи, считаем необходимым увеличить размер среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС за счет субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из показателей по Курской области увеличение среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС должно составить не менее 15%. Так, в 2020 году в соответствии с рекомендациями Фонда процент расходов на заработную плату медицинским работникам областных бюджетных медицинских организаций, работающих в системе ОМС Курской области, в структуре средств ОМС не должен превышать 68% или 8872,3 млн. рублей. Для выполнения целевых показателей уровня оплаты труда медицинских работников в 2020 году на территории Курской области планируемый размер заработной платы просчитывается в сумме 10377,1 млн. рублей. Соответственно, в 2020 году медицинские организации на приобретение медикаментов и расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря и других, необходимых для функционирования медицинских организаций материальных затрат будут недофинансированы на 1504,8 млн. рублей.
В связи с вышеизложенным депутаты Курской областной Думы предлагают:
увеличить размер среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС за счет субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 г. № 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" на 15%;
территориальным фондам обязательного медицинского страхования Российской Федерации выделить дополнительное финансирование на оплату оказанной ВМП, в связи с недостаточным объемом средств в регионах для расчета с федеральными медицинским учреждениями и Центрами.