Курская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению отчет начальника УМВД России по Курской области о деятельности полиции за 2017 год (прилагается).
2. Направить постановление Курской областной Думы "Об отчете начальника УМВД России по Курской области о деятельности полиции за 2017 год" в УМВД России по Курской области.
3. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Курской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 дней после его принятия.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Курской областной Думы
Н.И. Жеребилов
г. Курск
"23" марта 2018 г.
№ 295 — VI ОД
Приложение к постановлению Курской областной Думы "23" марта 2018 г. № 295 — VI ОД |
Прошедший год для органов внутренних дел РФ, как и для всех силовых структур и страны в целом, был непростым. УМВД России по Курской области выполнен большой объём работы по обеспечению правопорядка, общественной безопасности, противодействию преступности и нелегальной миграции на территории региона. Выработаны и реализованы дополнительные меры по выполнению задач, поставленных Президентом России, Министерством внутренних дел России, направленных на повышение защищенности граждан от противоправных посягательств. При этом повышенное внимание уделялось профилактической составляющей, связанной с предупреждением и пресечением правонарушений.
Во взаимодействии с другими правоохранительными органами и силовыми структурами, а также при поддержке со стороны иных структур власти и органов местного самоуправления в целом был обеспечен контроль над оперативной обстановкой.
Сохраняются тенденции по улучшению большинства показателей, характеризующих криминальную ситуацию.
Самые значимые из них - это сокращение количества зарегистрированных преступлений (на 2,7%; до 11864), в том числе тяжких и особо тяжких составов (на 0,4%; до 2159).
Для эффективного выполнения возложенных на УМВД России по Курской области и подчиненные территориальные органы задач был разработан и реализован комплекс дополнительных организационных и практических мер.
В структуре Управления и территориальных органов на районном уровне сформированы и прошли процесс становления подразделения по контролю за оборотом наркотиков и вопросам миграции. Большинство должностей в них замещено сотрудниками и служащими упразднённых ведомств. Это позволило не только минимизировать связанные с увольнением социальные риски, но и сохранить непрерывность в выполнении вновь возложенных полномочий. Обеспечить в переходный период контроль за ситуацией в данных сферах, что очень важно учитывая приграничное положение региона.
Выработан и эффективно действует механизм взаимодействия с выведенными из состава МВД России и переданными в Росгвардию подразделениями полиции вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы, специального назначения.
Продолжено развитие экспертно-криминалистических подразделений, что позволило значительно укрепить потенциал территориальных органов и поднять экспертное обеспечение процесса раскрытия и расследования преступлений.
Принимались конкретные меры по обеспечению безопасности в общественных местах. К охране правопорядка всё активнее привлекаются институты гражданского общества. Этому способствовало принятие в ряде районов области, в том числе по инициативе органов внутренних дел, соответствующих нормативных актов, предусматривающих социальную поддержку дружинников. С их участием в прошлом году задержано более 4 тысяч человек, совершивших административные правонарушения и 148 преступников.
Продолжилось развитие правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", с применением элементов которого раскрыто 289 преступлений, выявлено порядка 680 тысяч административных правонарушений.
В период проведения массовых мероприятий внедрена практика увеличения плотности наружных нарядов за счёт приданных сил из числа сотрудников областного Управления, а также сотрудников Росгвардии и МЧС.
Результатом принимаемых мер стало снижение преступности в общественных местах за последние 3 года на 8% (с 4652 до 4277). В том числе на улицах за последние 3 года в два раза снизилось количество таких общественно опасных деяний, как убийства (с 10 до 5) и грабежи (со 105 до 61).
В целях снижения данного вида преступности разработаны и реализуются дополнительные мероприятия, в том числе предусматривающие более конкретную совместную работу со всеми субъектами профилактики.
Значительные силы и средства органов внутренних дел были задействованы для решения задач на территории Северо-Кавказского региона, а также в период массовых общественно-политических и иных мероприятий, в том числе при подготовке и в ходе выборов в органы власти различных уровней. Серьезных нарушений правопорядка не допущено.
Осуществлялись активные и целенаправленные мероприятия по предупреждению преступлений и других правонарушений.
Положительное влияние оказала региональная Государственная программа профилактики правонарушений, на реализацию которой при содействии Администрации области были выделены дополнительные средства (рост с 301 до 327 млн. рублей). Во взаимодействии с главами муниципальных образований увеличено финансирование районных программ профилактики.
При поддержке Курской областной Думы регионального Координационного совещания по обеспечению правопорядка более чётко велась работа всех заинтересованных субъектов профилактики по предупреждению правонарушений. При этом, одной из наиболее эффективных форм превентивного воздействия оставалась индивидуальная профилактическая работа с лицами, склонными к совершению правонарушений и состоящими на учёте в органах внутренних дел.
В результате удалось сократить более чем на 20% число тяжких и особо тяжких преступлений на бытовой почве (с 68 до 54).
Особое внимание уделялось предупреждению преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении них. В прошлом году в поле зрения сотрудников полиции находилось свыше 1200 подростков, состоящих на учёте за различные правонарушения.
Результатом нашей работы по оздоровлению ситуации в данной сфере стало сокращение на 17% уголовно наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними.
Действенным инструментом снижения рецидива преступлений является установление административного надзора за наиболее опасными категориями лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
В 2017 году было взято под надзор 520 человек, общее количество стоящих под надзором составило 1151 человек. Итогом принятых мер явилось сокращение (на 4%) количества уголовно наказуемых деяний, совершённых ранее судимыми.
В числе основных наших функций было и остаётся - раскрытие и расследование преступлений.
Из более 8 тысяч преступлений, раскрытых всеми правоохранительными органами области 80% приходится на долю органов внутренних дел.
Обеспечена 100-процентная раскрываемость причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилований. Повысилась раскрываемость разбоев (с 81,7% до 92,9%; по ЦФО 74,9%; по России 78,3%), грабежей (с 78,8% до 86,3%; ЦФО 63,5%; Россия 64,5%), квалифицированных краж (с 54,8% до 55,8%; ЦФО 30,6%; Россия 37,1%). Обеспечивая принцип неотвратимости наказания, сотрудниками полиции раскрыто почти 600 преступлений прошлых лет, в том числе 3 убийства.
Отмечаются положительные тенденции в работе следствия и дознания органов внутренних дел.
Решаются вопросы соблюдения разумных сроков при производстве по уголовным делам, что позволило на 10% сократить расследование уголовных дел свыше срока. Достигнуты индикаторы возмещения ущерба от преступных посягательств, предусмотренные Государственной программой обеспечения общественного порядка и противодействия преступности.
Справочно: программа утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №345 (в ред. от 31.03.2017 №385); по следствию индикатор 40%, фактически возмещено 81%; по дознанию индикатор 31,5%, фактически возмещено 57%.
В центре внимания находятся вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В последнее время широкое распространение получили так называемые сетевые технологии реализации наркотических средств. Такая схема значительно осложняет формирование доказательственной базы по указанным преступлениям.
Мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков в истекшем году осуществлялись одновременно со становлением профильных подразделений. Это, безусловно, влияло на результаты проводимой работы. Вместе с тем в переходных условиях удалось обеспечить выполнение поставленных задач. При увеличении регистрации наркопреступлений (+5%) обеспечена эффективность их раскрытия (на 4%).
Проведён ряд межведомственных целевых антинаркотических операций, таких как "Мак", "Сообщи где торгуют смертью" и другие.
Пресечена деятельность четырёх межрегиональных организованных групп, в состав которых входили 22 участника незаконного оборота наркотиков.
В целом из незаконного оборота изъято почти 60 килограмм различных наркотических средств, из которых половина - синтетического происхождения.
Выполнен значительный объём розыскной работы.
Разыскано более 400 преступников. Установлено местонахождение свыше 800 человек, пропавших без вести, в том числе - 61 несовершеннолетнего.
Активную помощь в поиске пропавших граждан, прежде всего детей, органам внутренних дел оказывают представители волонтёрских организаций. УМВД России по Курской области рассчитывает на дальнейшее развитие такой полезной и востребованной формы сотрудничества с гражданским обществом.
По-прежнему остро стоит вопрос противодействия экономическим преступлениям, предотвращения хищений финансовых средств, выделяемых из бюджетов различных уровней на поддержку важнейших секторов экономики, реализацию целевых программ и инвестиционных проектов. Выявлено более 70 квалифицированных преступлений, связанных с хищением бюджетных средств. Размер причинённого ущерба по задокументированным сотрудниками органов внутренних дел экономическим преступлениям в приоритетных сферах экономики составил порядка 190 миллионов рублей. Принятыми мерами обеспечено возмещение ущерба на сумму около 100 миллионов рублей.
В сфере ЖКХ выявлено 11 преступлений (2016 - 5). В сфере земельных отношений задокументированы 29 преступлений (2016 - 6).
Реализуются мероприятия Национального плана противодействия коррупции. В прошедшем году по пресечённым сотрудниками полиции тяжким и особо тяжким преступлениям коррупционной направленности привлечены к уголовной ответственности 43 лица.
Однако ситуация в сфере борьбы с экономической преступностью и коррупцией остаётся достаточно острой.
Одним из основных вопросов повестки дня в современных условиях является противодействие экстремизму и терроризму.
В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении межнационального согласия" проводится системная работа по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма.
На постоянной основе поддерживался диалог с представителями диаспор, общественных, молодежных и религиозных организаций.
Осуществляется мониторинг информации, размещаемой на различных сайтах всемирной сети, с целью выявления материалов экстремистского характера и применения предусмотренных законом мер реагирования.
Во взаимодействии с другими правоохранительными органами выявлено 18 преступлений экстремистской направленности. По 17 преступлениям уголовные дела окончены расследованием и направлены суд.
Совместно с Управлением ФСБ России, Росгвардией, МЧС обеспечено усиление антитеррористической защищённости потенциально опасных объектов, приняты меры к повышению готовности всех силовых структур к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Осуществляется комплексный подход к повышению безопасности дорожного движения.
В 2017 году на территории Курской области зафиксировано снижение на 1,5% количества ДТП с пострадавшими (с 1616 до 1592).
Расширилась практика проведения проверок водителей на предмет выявления фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения. В ходе таких мероприятий установлено около 5 тысяч лиц, управлявших транспортными средствами в нетрезвом виде.
Дальнейшее развитие получила система автоматической фото- и видеофиксации. С её помощью в прошлом году было выявлено порядка 680 тысяч административных правонарушений в области дорожного движения, что составляет почти 80% от их общего количества.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в целом ситуация на автодорогах области остаётся не простой, о чём свидетельствует рост числа погибших в прошлом году в ДТП (+10%; со 181 до 199), хотя если сравнивать с 2012 годом, как это предусмотрено Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 г. № 864, то смертность на курских дорогах снизилась более чем на треть (на 35,2%).
Ключевым направлением является контроль за соблюдением иностранными гражданами российского законодательства.
Так, в ходе проведённых проверок выявлено порядка 5 тысяч административных правонарушений, установлено 230 иностранных граждан, незаконно находящихся на территории страны (+16%), 258 незаконных трудовых мигрантов (+13%), а также 419 работодателей, нарушивших порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан (+29%). Почти на треть возросло количество судебных решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации (с 83 до 109), депортировано 74 человека (2016 - 79).
Во взаимодействии с Федеральной службой безопасности проведена специальная операция "Нелегал-2017", направленная на перекрытие каналов незаконной миграции. Её результаты подтвердили необходимость регулярного проведения такого рода мероприятий.
Важным сегментом правового регулирования вопросов обеспечения правопорядка является региональное нормотворчество. Здесь с положительной стороны необходимо отметить работу в сфере правовой регламентации профилактики правонарушений, участия граждан в охране общественного порядка - по инициативе УМВД России по Курской области и при непосредственной поддержке депутатов Курской областной Думы принят Закон Курской области от 27.09.2017 г. № 56-ЗКО "О внесении изменений в статью 2 и приложение № 1 Закона Курской области "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка в Курской области", направленный на повышение эффективности управления ДНД в Курской области, а также 5 нормативных правовых актов Администрации Курской области, направленных на стимулирование участия граждан в охране общественного порядка, уточнение финансирования мероприятий государственной программы Курской области "Профилактика правонарушений в Курской области".
В рамках реализации майских 2012 года указов Президента РФ в настоящее время имеются необходимые правовые, организационные и технические условия для обеспечения 15-минутного времени ожидания в очереди при обращении заявителя для получения госуслуг.