Курская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять обращение Курской областной Думы к руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьеву о ситуации, возникшей при закупке инсулинов по международным непатентованным наименованиям для пациентов, страдающих заболеванием "сахарный диабет" (прилагается).
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение руководителю Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьеву.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Курской областной Думы
Т.Е. Воронина
г. Курск
«21» апреля 2016 г.
№ 1393 — V ОД
Депутаты Курской областной Думы обеспокоены ситуацией, возникшей при закупке инсулинов по международным непатентованным наименованиям для пациентов, страдающих заболеванием "сахарный диабет".
Данная ситуация приводит к существенному нарушению прав пациентов, прежде всего, при выборе торгового наименования, необходимого конкретному человеку лекарственного препарата. Проблема заключается в том, что при использовании международных непатентованных названий при выписке льготных рецептов, в частности, на препараты инсулина, человек будет вынужден многократно переходить с одного типа инсулина на другой, поскольку решение вопроса о выборе необходимого средства возлагается на провизора, а не на врача-эндокринолога, и зависит только от ассортимента аптеки.
Сахарный диабет, наряду с патологией сердечно-сосудистой системы и онкологическими заболеваниями, является опасным вызовом всему человечеству.
Это заболевание вызывает опаснейшие сосудистые осложнения, которые дают раннюю инвалидизацию и высокую смертность, в том числе, сердечно-сосудистую патологию. Повышенный уровень глюкозы вызывает гормональный, биохимический и метаболический шлейф, который приводит к поражению практически всех функциональных систем организма.
Лекарственные средства играют важную роль в обеспечении здоровья населения и вносят значительный вклад в снижение уровня смертности и заболеваемости. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ) при закупке лекарственных средств документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или, при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ, вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Порядок формирования указанного перечня утверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан". Перечень таких лекарственных средств утверждается Правительством Российской Федерации. В настоящее время Правительством Российской Федерации такой перечень лекарственных средств не утвержден.
Возможность указания торгового наименования в аукционной документации при размещении закупок на поставку инсулинов обусловлена тем, что указанные лекарственные средства являются исключением из всего перечня лекарственных препаратов, поскольку различные торговые наименования инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы.
Инсулины под конкретными торговыми наименованиями предназначены для группы пациентов, требующих особого подбора терапии, в том числе, по жизненным показаниям, и для продолжения лечения пациентов, получающих данные лекарственные препараты без замены на другие торговые наименования инсулина в рамках одного международного непатентованного наименования.
Для каждого пациента осуществляется подбор индивидуальной, оптимальной схемы лечения препаратами инсулина конкретных торговых наименований. В Курской области осуществляется ведение Регистра больных сахарным диабетом, который содержит информацию о каждом пациенте с сахарным диабетом, в том числе, о получаемой сахароснижающей терапии конкретными препаратами на протяжении всего периода лечения заболевания.
В процессе лечения перевод с одного инсулина на другой сопровождается изменением (подбором) дозы инсулина, что отражается на уровне сахара в крови и может вызвать развитие острых осложнений (комы), а затем и поздних осложнений (поражений сетчатки глаза, сосудов, почек) у пациентов, больных сахарным диабетом. Такое положение дел, по мнению специалистов, оказывающих медицинскую и социальную помощь различным категориям больных, - грубое нарушение инструкций по применению инсулинов, одобренных Фармакологическим государственным комитетом Министерства здравоохранения Российской Федерации. Что касается больных сахарным диабетом, то в этих инструкциях четко формулируется, что "перевод больного на другой тип или препарат инсулина с другим торговым названием должен происходить под строгим медицинским контролем вследствие возможного изменения дозы".
По информации комитета здравоохранения Курской области, при переводе пациента с неосложненным сахарным диабетом с одного инсулина на другой необходимо 8 дней стационарного лечения и сумма финансовых средств в среднем составит - 22 677 рублей. Перевод пациента с осложненным сахарным диабетом с одного инсулина на другой осуществляется также в условиях стационара в течение 14 дней, сумма финансовых средств в этом случае составляет около 33 127 рублей.
Правильно подобранные тип и дозы инсулина позволяют пациентам достигать стабильной хорошей компенсации обмена веществ и избежать развития острых и хронических заболеваний.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 16.10.2007 г. № АЦ/19080 "О размещении заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов", размещение заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами "или эквивалент" в соответствии с части 3 статьи 34 Закона №44-ФЗ.
В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 11.02.2014 № 75/14 при осуществлении функций по контролю в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ФАС России и территориальным органам ФАС России до издания правовых актов ФАС России, устанавливающих порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций по контролю в сфере закупок в соответствии Законом № 44-ФЗ, необходимо руководствоваться ранее изданными правовыми актами ФАС России, устанавливающими порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Придание международному непатентованному названию свойства главного индентификатора лекарственного средства, особенно при назначении и отпуске лекарства, прежде всего, не способствует выполнению государством принятых на себя в силу статьи 41 Конституции Российской Федерации обязательств по охране и укреплению здоровья населения.
Вышеуказанная ситуация требует разъяснения, так как в настоящее время проходят организационные мероприятия по закупке инсулинов на 2016 год.
Депутаты Курской областной Думы обращаются к Вам с убедительной просьбой рассмотреть вопрос о возможном возвращении к порядку закупки инсулинов по торговым наименованиям, что не повлечет дополнительных расходов Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в связи с необходимостью госпитализации этой категории пациентов для индивидуального подбора препаратов и дозы инсулина. Это позволит снизить социальную напряженность как в Курской области, так и в других субъектах Российской Федерации среди больных, страдающих сахарным диабетом, а главное восстановить оптимальную схему лечения пациентов препаратами инсулина конкретных торговых наименований.