Курская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять обращение Курской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу законодательного обеспечения дальнейшего развития предпринимательской деятельности в сфере товарного рыбоводства и любительского рыболовства согласно приложению.
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Курской областной Думы по развитию предпринимательства и инновационной политике.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Курской областной Думы
Т.Е. Воронина
г. Курск
«22» октября 2015 г.
№ 1291 — V ОД
В условиях экономических санкций со стороны стран Евросоюза, импортозамещения сельскохозяйственной продукции, вопросы аквакультуры (рыбоводства) обретают особую актуальность. Решение данной проблемы сегодня во многом зависит от развития в субъектах Российской Федерации предпринимательской деятельности в сфере товарного рыбоводства.
Следует отметить, что Курская область располагает широкой сетью прудов. На территории региона имеется 785 искусственных водоемов (прудов и малых водохранилищ), в которых можно разводить рыбу без ограничений. Из них на 564 водоемах имеются гидротехнические сооружения. В 2014 году в Курской области произведено 1,4 тысячи тонн рыбы.
Однако на протяжении целого ряда лет есть немало нерешенных вопросов у предпринимателей, занятых в области разведения рыбы и водных биоресурсов. Наиболее острыми проблемами для этой категории предпринимателей стало использование ими водоемов для выращивания товарной рыбы на так называемых "русловых прудах", определение собственника земельных участков и водных объектов, а также пользование гидротехническими сооружениями. В результате малый бизнес все меньше стал интересоваться данным видом деятельности, а отдельные предприниматели стали заниматься им и вовсе полулегально.
Осуществление хозяйственной деятельности на водных объектах имеет свою специфику, определяемую федеральным законодательством, в частности, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 20.12.2004г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральным законом от 02.07.2013г. № 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе в зависимости от выбранного профиля хозяйственной деятельности. Вместе с тем, действующее федеральное законодательство пока не обеспечивает в достаточной степени правовое регулирование в сфере использования водных объектов.
К примеру, в федеральном законодательстве определение термина "пруд" отсутствует, что способствует появлению коллизий при определении прав собственности на такие водные объекты. Поэтому полагаем, что в Водном кодексе Российской Федерации необходимо дать четкое определение искусственного и естественного пруда, при этом критерием отнесения их к тому или иному виду должна стать не их гидравлическая связь с водотоками (реками, ручьями, каналами), а возможность водного объекта к сезонному спуску воды.
Кроме того, предлагаем внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления возможности распоряжаться земельными участками, занятыми такими водными объектами как пруды (русловые пруды), муниципальным образованиям.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона "О любительском рыболовстве", который подготовлен в целях установления общих принципов правового регулирования, организации и осуществления любительского рыболовства. Принятие данного законопроекта создаст необходимую базу нормативно-правового обеспечения права граждан на осуществление любительского рыболовства в целях личного потребления водных биоресурсов и в целях отдыха, а также получения соответствующих услуг в области любительского рыболовства.
Учитывая вышеизложенное, депутаты Курской областной Думы обращаются к Вам с предложением ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 200303-6 "О любительском рыболовстве".
Существующие противоречия в толковании нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области товарного рыбоводства и любительского рыболовства, негативно сказываются не только на развитии, но и на ведении бизнеса в целом. Поэтому сегодня необходимо консолидированно подходить к решению данной системной проблемы и найти пути ее решения на законодательном уровне.
На протяжении целого ряда лет к депутатам Курской областной Думы поступают обращения от жителей отдельных территорий, на которых расположены водные объекты, на неправомерные действия тех или иных предпринимателей, занимающихся рыборазведением для целей платного любительского рыболовства и рыбоводства. В свою очередь, есть немало нерешенных вопросов у предпринимателей, занимающихся этим бизнесом, и они активно ставят их перед органами государственной власти. Есть вопросы и у надзорных органов, которым приходится разбираться в каждом конкретном случае, в каждой конкретной спорной ситуации, а в ряде случаев инициировать обращения в судебные инстанции.
Так, согласно информации прокуратуры Курской области, только в связи с выявленными фактами незаконного распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, занятыми федеральными водными объектами, по инициированным органами прокуратуры обращениям в суды общей юрисдикции и в Арбитражный суд в 2014-2015 г.г. было удовлетворено 18 исковых заявлений, и, как следствие, заключенные договоры аренды земельных участков под водными объектами признаны недействительными.
Осуществление хозяйственной деятельности на водных объектах определяется федеральным законодательством, в частности, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". То есть, для осуществления товарного рыбоводства (аквакультуры) - свои особенности, для организации любительского и спортивного рыболовства как хозяйственной деятельности - свои.
При этом нужно иметь в виду, что рыбоводство должно осуществляться исключительно в границах рыбоводных участков, предоставляемых в пользование по результатам торгов, в свою очередь, предоставление рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства также осуществляется на конкурсной основе. Однако, как показывает практика, предприниматели, по разным причинам, не торопятся должным образом оформлять данные отношения.
Принятие проекта постановления Курской областной Думы "Об обращении Курской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу законодательного обеспечения дальнейшего развития предпринимательской деятельности в сфере товарного рыбоводства и любительского рыболовства" не потребует дополнительного финансирования из областного бюджета.