ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2013 ГОД

  • Дата принятия: 20.02.2014
  • Созыв: V

Заслушав и обсудив представленный председателем Контрольно-счетной палаты Курской области Л.А. Фоминой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области за 2013 год, Курская областная Дума постановляет:

1. Принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области за 2013 год (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Курской областной Думы

Т.Е. Воронина

г. Курск
  «20» февраля 2014 г.

№ 979 — V ОД


Утвержден
коллегией Контрольно-счетной
палаты Курской области,
решение № 1/1-2014
от 23 января 2014 г.

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2013 ГОД

1. Вводные положения

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона Курской области от 21 сентября 2011 года N 72-ЗКО "О Контрольно-счетной палате Курской области" (с изменениями и дополнениями от 20 августа 2013 г.), ст. 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области (далее по тексту - Контрольно-счетная палата) за 2013 год рассмотрен и утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты 23 января 2014 года. Принято решение о направлении его на рассмотрение в Курскую областную Думу.

1.1. Особенности, приоритеты и виды деятельности Контрольно-счетной палаты в отчетном году

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты в 2013 году осуществлялась в соответствии с законодательством, предусматривающим осуществление контроля за исполнением областного бюджета, установленного порядка управления и распоряжения имуществом Курской области, эффективного предоставления налоговых льгот, проведения финансово-экономических экспертиз проектов законов Курской области и нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Курской области, а также осуществление анализа бюджетного процесса и подготовки предложений, направленных на его совершенствование.

Все контрольные мероприятия, проведенные Контрольно-счетной палатой в 2013 году, осуществлялись в соответствии с планом деятельности, утвержденным приказом председателя Контрольно-счетной палаты от 27 декабря 2012 года, в который, с учетом объективных обстоятельств, в течение года вносились изменения и дополнения.

Мероприятия плана были сформированы исходя из необходимости всестороннего системного контроля, с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании обращений Губернатора Курской области, председателя Курской областной Думы, постоянных комитетов и депутатов Курской областной Думы, глав муниципальных образований, граждан.

Деятельность Контрольно-счетной палаты основывалась на принципах функционирования контрольного органа в сфере государственных финансов: законности, объективности, независимости и гласности.

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность в 2013 году была направлена не только на выявление, но и на предотвращение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и государственной собственности, на проведение мероприятий по профилактике коррупционных проявлений в сфере финансов и экономики области.

Осуществлялась работа по систематизации нарушений и выявлению типичных недостатков в деятельности государственных и муниципальных органов, подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.

В 2013 году в рамках проводимой работы по методическому обеспечению деятельности Контрольно-счетной палаты актуализированы редакции стандартов по планированию деятельности Контрольно-счетной палаты, по проведению совместных мероприятий, по подготовке ежегодного отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты.

В 2013 году проходило дальнейшее укрепление единой системы финансового контроля Курской области путем взаимодействия с муниципальными контрольно-счетными органами как в оказании методической и информационной помощи, так и путем практической работы в ходе проведения совместных контрольных мероприятий.

В рамках сотрудничества в 2013 году проведено 11 совместных контрольных мероприятий с контрольно-счетными органами г. Железногорска, Беловского, Большесолдатского, Дмитриевского, Обоянского, Пристенского и Хомутовского районов Курской области.

Состояние внешнего муниципального финансового контроля на 1 января 2014 года характеризуется следующими показателями: созданы и действуют 22 контрольно-счетных органа, из них 9 с правами юридического лица; в контрольно-счетных органах Курской области работает 66 финансовых контролеров; 122 сельских поселения в соответствии с законодательством заключили соглашения с представительными органами муниципальных районов о передаче своих полномочий на уровень районов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В целях реализации положений национальной стратегии противодействия коррупции продолжалась работа по выявлению фактов коррупционной направленности в ходе проведения контрольных мероприятий, при подготовке заключений на проекты законов и иных нормативных правовых актов. Представитель Контрольно-счетной палаты входит в состав комиссии Курской областной Думы по проведению антикоррупционной экспертизы и в состав постоянно действующей рабочей группы по координации работы по выявлению преступлений коррупционной направленности при Прокуратуре Курской области.

В 2013 году Контрольно-счетной палатой продолжена работа по эксплуатации комплексов программных средств государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО).

1.2. Основные итоги деятельности Контрольно-счетной палаты за 2013 год

В 2013 году Контрольно-счетной палатой проведено 207 мероприятий, в том числе 33 контрольных и 174 экспертно-аналитических, из которых 155 (или 89% от количества экспертно-аналитических) составляют внешние проверки бюджетной отчетности за 2012 год 37 главных администраторов средств областного бюджета, 10 внешних проверок годовой бюджетной отчетности высокодотационных муниципальных районов и 108 муниципальных образований (со статусом городских и сельских поселений) Курской области.

Из общего количества контрольных мероприятий 17 проведено с иными органами государственного и муниципального контроля, в том числе совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведен анализ изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти Курской области.

Для сравнения итогов деятельности за последние пять лет количественные показатели проведенных Контрольно-счетной палатой мероприятий показаны на диаграмме № 1:

Диаграмма № 1

Диаграмма № 1

В 2013 году охвачено контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями 281 объект контроля. Соотношение количества мероприятий к количеству объектов контроля по годам не имеет выраженного различия и составляет: 2009 г. - 0,70; 2010 г. - 0,67; 2011 г. - 0,61; 2012 г. - 0,48; 2013 г. - 0,73.

В отчетном году в деятельности Контрольно-счетной палаты большее внимание уделялось всестороннему исследованию предмета контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с охватом все большего количества объектов контроля, что наглядно показывает следующий график:

количества объектов контроля

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ЗА 2013 ГОД

№ п/п Наименование показателя Всего
1 Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, в том числе: 207
1.1 контрольных мероприятий33
1.2 экспертно-аналитических мероприятий 174
2 Количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятии, проведенных с использованием принципов аудита эффективности 25
3 Количество совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятии, проведенных с органами государственного и муниципального финансового контроля и правоохранительными органами, всего, в том числе с: 17
3.1 иными органами государственного финансового контроля 5
3.2 муниципальными контрольными органами и комиссиями, сформированными представительными органами местного самоуправления 11
3.3 другими контролирующими органами 1
4 Охвачено контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями проверяемых органов и организации всего, в том числе: 281
4.1 при проведении контрольных мероприятий 130
4.2 при проведении экспертно-аналитических мероприятий 151
5 Объем проверенных средств всего (тыс. рублей), в том числе по бюджетам: 6477311,4
5.1 средств областного бюджета (тыс. рублей) 3445618,2
5.2 средств местных бюджетов (тыс. рублей) 2908796,1
5.3прочих средств (тыс. рублей) 122897,1
6 Выявлено нарушений законодательства, имеющих финансовую оценку, всего (тыс. рублей) 918423,3
6.1 Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (без неэффективного использования государственных средств) (тыс. рублей) 883538,8
6.1.1 в том числе нецелевое использование средств (тыс. рублей) 209,4
6.1.2 выявлено средств, использованных с нарушением действующего законодательства (без нецелевого использования средств) (тыс. рублей), в том числе: 883329,2
ущерб (тыс. рублей) 3836,9
6.2 Выявлено неэффективное использование средств - всего (тыс. рублей), в том числе: 34884,5
потери (тыс. рублей) 9500,4
6.2.1 Выявлено неэффективное использование государственных средств (тыс. рублей), в том числе:29402,9
потери (тыс. рублей) 6095,2
6.2.2 Выявлено неэффективное использование муниципальных средств (тыс. рублей), в том числе: 5481,6
потери (тыс. рублей) 3405,2
7. Устранено финансовых нарушений (тыс. рублей) всего 5147,3
7.1 В том числе возмещено денежными средствами (тыс. рублей) 1580,9
8. Подготовлено экспертных заключений всего, в том числе:221
8.1 по проектам нормативных правовых актов 221
9 Количество законов и иных нормативных правовых актов, принятых с учетом замечаний и предложений Контрольно-счетной палаты 43
10 Количество направленных представлений и предписаний всего 66
10.1 Количество представлений и предписаний, снятых с контроля (исполненных) 60
11 Количество представлений, из них: 66
11.1 исполнено 60
11.2 частично исполнено 4
11.3 не исполнено (не истек срок для исполнения) 2
12 Количество предложений в направленных предписаниях и представлениях 330
12.1 Количество реализованных предложений по предписаниям и представлениям 306
13 Количество направленных в органы государственной власти и органы местного самоуправления информационных материалов и предложений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 194
14 Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы 11
15 Количество работников объектов контроля, привлеченных к ответственности (дисциплинарной) по материалам Контрольно-счетной палаты 21
16 Количество подготовленных методических материалов 6
16.1 стандартов деятельности Контрольно-счетной палаты 3
17 Количество сообщений Контрольно-счетной палаты, размещенных в разделе "Новости из регионов" на сайте АКСОР 11
18 Количество информационных материалов, размещенных на официальном сайте Контрольно-счетной палаты 62

Показатели деятельности Контрольно-счетной палаты в разрезе направлений деятельности, возглавляемых заместителем председателя и аудиторами, предоставлены в приложении № 1 к настоящему Отчету.

Объем проверенных средств за отчетный период составил 6477311,4 тыс. рублей, в том числе: областных - 3445618,2 тыс. рублей, средств местных бюджетов - 2908796,1 тыс. рублей и прочих средств - 122897,1 тыс. рублей.

Из общего объема проверенных средств (6477311,4 тыс. рублей) сумма выявленных нарушений составила 918423,3 тыс. рублей, (или 14,2% от общего объема проверенных средств). В 2012 году этот показатель составлял 17,7% от общего объема проверенных средств.

Распределение объемов выявленных нарушений за 2013 год сложилось следующим образом: по средствам областного бюджета - 177490,8 тыс. рублей (19,3%), по средствам местных бюджетов - 735278,4 тыс. рублей (80,0%) и 5654,1 тыс. рублей (0,7%) прочих средств.

Следует отметить, что в объеме расходов областного бюджета 2012 года (38490,3 млн. рублей) межбюджетные трансферты местным бюджетам составили 31,3% (12060,7 млн. рублей). В 2013 году в объеме расходов областного бюджета (40913,1 млн. рублей) были запланированы межбюджетные трансферты в сумме 12472,8 млн. рублей, или 30,5%. Кассовые расходы областного бюджета за 9 месяцев по межбюджетным трансфертам бюджетам муниципальных образований составили 31,1% (8085,4 млн. рублей) от расходов областного бюджета (25978,2 млн. рублей).

Неэффективное использование средств (некачественно проведенные работы, средства, не использованные длительное время) составило 34884,5 тыс. рублей, или 3,8% общего объема нарушений. В разрезе бюджетов это составит: областной бюджет - 29402,9 тыс. рублей, местные бюджеты - 5481,6 тыс. рублей.

Выявлено средств, использованных с нарушением законодательства (без учета выявленных сумм нецелевого использования средств), в сумме 883329,2 тыс. рублей, или 96,2% общего объема нарушений, в том числе сумма выявленного ущерба составила 3836,9 тыс. рублей (завышение цены, расходы бюджетных средств без документального подтверждения).

Из общего объема выявленных средств, использованных с нарушением законодательства (без учета выявленных сумм нецелевого использования средств), средства областного бюджета - 148075,6 тыс. рублей, средства местного бюджета - 729599,5 тыс. рублей и прочие средства - 5654,1 тыс. рублей.

Группировка выявленных фактов использования средств с нарушением законодательства показала следующие основные аспекты:

Финансовая оценка нарушений норм Бюджетного кодекса РФ составила 80036,8 тыс. рублей, в том числе: 54458,4 тыс. рублей - использование бюджетных средств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ) и 25578,4 тыс. рублей - нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (глава 4 Бюджетного кодекса РФ).

Наибольшую сумму нарушений, 685304,8 тыс. рублей, составляют нарушения при распоряжении и использовании муниципальной собственности, несоблюдения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, установленные в ходе проверок муниципальных образований Курской области.

Размещение государственных (муниципальных) заказов с нарушением конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" составило 29993,3 тыс. рублей.

Нарушения норм Гражданского кодекса РФ сложились в сумме 40992,4 тыс. рублей.

Прочие нарушения федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов составили 43165,0 тыс. рублей.

Сумма установленного не целевого использования средств составила 209,4 тыс. рублей.

Из всей суммы (883329,2 тыс. рублей) выявленных средств, использованных с нарушением законодательства (без учета выявленных сумм нецелевого использования средств) устранено нарушений на сумму 5147,3 тыс. рублей, из них восстановлено денежными средствами 1580,9 тыс. рублей.

Для сравнения итоги деятельности Контрольно-счетной палаты за пятилетний период с 2009 по 2013 годы приведены в таблице:

Годы Количество проведенных мероприятий Охвачено контролем проверяемых органов и организаций Количество направленных представлений и предписаний Сумма выявленных финансовых нарушений (млн. руб.)
экспертно- аналитических контрольных Всего в т.ч. нецелевое использование средств
2009 52 51 146 71 708,5 27,0
2010 69 32 160 90 4063,7 194,9
2011 58 42 162 59 4542,0 3,5
2012 60 33 191 72 2659,3 0,4
2013 174 33 281 66 918,4 0,2
Итого 413 191 940 358 12891,9 226,0

Как уже ранее отмечалось (Отчет Контрольно-счетной палаты за 2012 год) суммы выявляемого нецелевого использования средств сокращаются. Это, в основном, связано с повышением уровня финансовой дисциплины и изменениями в законодательстве Российской Федерации в части смягчения условий квалификации нарушений в качестве нецелевого использования.

В отчетном году Контрольно-счетной палатой проведено экспертно-аналитических мероприятий почти в три раза больше, чем в предыдущем году. Это связано, прежде всего, с ростом проведенных внешних проверок на муниципальном уровне в рамках норм статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, которые предписывают проведение, не реже одного раза в два года, внешней проверки контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации годового отчета об исполнении местного бюджета муниципальных образований, подпадающих под действия этих норм.

Внешним государственным финансовым контролем охвачено проверяемых органов и организаций почти в полтора раза больше, чем в 2012 году. Изменения законодательства отражают потребность общества в аналитической составляющей деятельности органов внешнего финансового контроля. Анализ существующей ситуации в финансово-бюджетной сфере, выявление тенденций и своевременное информирование о результатах экспертно-аналитической деятельности органов государственной власти относится к важной составляющей успешного государственного менеджмента.

Контрольно-счетной палатой в 2013 году к органам и организациям, допустившим нарушения, применялись меры реагирования, установленные законодательством. Так, по итогам проведенных мероприятий Контрольно-счетной палатой направлено 66 представлений, в которых содержалось 330 предложений (на 100 предложений больше, чем в 2012 году). На дату составления настоящего отчета остаются на контроле 2 представления, по которым не истек срок для информирования Контрольно-счетной палаты о принятых по результатам их рассмотрения мерах, и два представления, исполненных частично, в связи с тем, что некоторые предложения Контрольно-счетной палаты требуют более длительных временных интервалов для их реализации.

Эффективность работы контрольно-счетного органа характеризуется исполнением предложений Контрольно-счетной палаты по материалам проверок. За 2013 год из 330 предложений Контрольно-счетной палаты руководителями органов, организаций и предприятий, в которых проведены проверки, положительно рассмотрены и решены вопросы по 306 предложениям Контрольно-счетной палаты, или 92,7%.

Для сравнения показатели исполнения представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты за 2011 - 2013 годы даны на диаграмме № 2:

Диаграмма № 2

Диаграмма № 2

В 2011 году процент исполнения предложений Контрольно-счетной палаты составил 82,5% (исполнено 160 из 194 предложений), в 2012 году - 97,4% (исполнено 224 из 230), в 2013 году 92,7 (исполнено 306 из 330). За отчетный год по сравнению с 2011 годом количество предложений Контрольно-счетной палаты по итогам проведенных мероприятий выросло в 1,7 раза, а количество исполненных предложений - в 1,9 раза.

Одним из итогов рассмотрения результатов проведенных Контрольно-счетной палатой мероприятий является принятие дисциплинарных мер к лицам, допустившим нарушения. За 2013 год по итогам проведенных Контрольно-счетной палатой мероприятий руководителями объектов контроля к дисциплинарной ответственности привлечено 21 должностное лицо, к административной ответственности привлечено 3 должностных лица.

Принятые управленческие решения на основании материалов внешнего финансового контроля выражаются не только в локальных актах объектов контроля, но и в нормативном правовом регулировании общественных отношений, устранении пробелов, которые могут служить причиной допускаемых объектами контроля нарушений.

По итогам проведенных Контрольно-счетной палатой мероприятий органами исполнительной государственной власти Курской области и органами местного самоуправления Курской области принято 22 нормативных правовых акта. В том числе 12 нормативных правовых актов органов государственной власти Курской области и 10 муниципальных правовых актов. Среди них следует отметить следующие:

нормативные правовые акты органов государственной власти Курской области:

1) постановление Администрации Курской области от 13 мая 2013 года № 301-па "О внесении изменений в областную целевую программу "Школьный автобус на 2011 - 2014 годы";

2) постановление Администрация Курской области от 29 августа 2013 года № 570-па "О программе Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы";

3) постановление Администрации Курской области от 19 июня 2013 года № 380-па "О внесении изменений в областную целевую программу "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" на 2011 - 2014 годы";

4) постановление Администрации Курской области от 25 июля 2013 года № 469-па "О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 21.06.2011 № 263-па "О порядке формирования, расходования, хранения и пополнения обязательного резерва материально-технических ресурсов для оперативного устранения неисправностей и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства Курской области";

5) постановление Администрации Курской области от 8 октября 2013 года № 699-па "Об утверждении государственной программы Курской области "Развитие здравоохранения в Курской области";

6) приказом комитета строительства и архитектуры Курской области от 14 августа 2013 года № 172 внесены изменения в Порядок проведения отбора в части установления срока размещения информации об отборе на официальном сайте Администрации Курской области;

7) распоряжение Администрации Курской области от 10.09.2013 № 754-ра "О передаче затрат";

8) В Законе Курской области от 05.12.2013 № 117-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" учтены предложения Контрольно-счетной палаты об увеличении ассигнований комитету социального обеспечения Курской области на обеспечение инвалидов и детей-инвалидов техническими средствами реабилитации;

муниципальные правовые акты:

1) решение Представительного Собрания Октябрьского района Курской области № 6 от 24 октября 2013 года о внесении изменений в программу муниципальных внутренних заимствований Октябрьского района в части отражения получения и погашения кредитов;

2) постановление Администрации Тимского района Курской области от 1 августа 2013 года № 559 "Об утверждении порядка ведения муниципальной долговой книги муниципального района "Тимский район" Курской области";

3) постановление администрации Тимского района Курской области от 4 декабря 2012 года № 1008 "О порядке разработки формирования и реализации долгосрочных целевых программ";

4) постановление Администрации города Щигры от 5 сентября 2013 года № 299 "О реестре контрактов, заключенных по итогам размещения заказов";

5) решение Щигровской городской Думы от 30 октября 2013 года № 120-5-РД "О внесении изменений в решений Щигровской городской Думы от 08.07.2008 № 41-4-РД "О ревизионной комиссии муниципального образования "Город Щигры";

6) постановлением Администрации Щигровского района от 02.07.2013 № 254 утвержден Порядок ведения муниципальной долговой книги Щигровского района;

7) Администрацией города Дмитриева утверждена муниципальная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в муниципальном образовании "Город Дмитриев".

В отчетном году, в соответствии с требованиями Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области", отчеты по всем проведенным мероприятиям направлялись в Курскую областную Думу и Губернатору Курской области. Наиболее значимые вопросы деятельности рассматривались на заседаниях постоянных комитетов Курской областной Думы. С учетом внесенных в законодательство Курской области изменений все итоговые документы по контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям с августа 2013 года рассматриваются и утверждаются коллегией Контрольно-счетной палаты.

По решению коллегии Контрольно-счетной палаты и по запросам правоохранительных органов в их адрес направлено 11 материалов по проведенным Контрольно-счетной палатой плановым мероприятиям.

2. Общая характеристика контрольных мероприятий

Проведены в отчетном году 33 контрольных мероприятия, в зависимости от направлений они распределились следующим образом:

по вопросам здравоохранения проведено 3 мероприятия, в том числе аудит эффективности использования в Курской области государственных средств, направленных на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010 - 2012 годов;

по вопросам образования - 5 проверок;

по вопросам жилищно-коммунального хозяйства - 5 проверок;

в муниципальных образованиях Курской области проведено 8 контрольных мероприятий;

в органах управления Курской области проведено 3 проверки;

проведено 9 проверок по реализации мероприятий областных целевых программ.

3. Финансово-экономическая экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов Курской области.

Во исполнение одного из полномочий, определенных статьей 7 Закона Курской области от 21.09.2011 года №72-ЗКО "О Контрольно-счетной палате Курской области" в отчетном году проводились финансово-экономические экспертизы проектов законов Курской области и нормативных правовых актов органов государственной власти Курской области (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Курской области, за исключением государственных программ Курской области, проекты которых для проведения финансово-экономической экспертизы в Контрольно-счетную палату не поступали.

За 2013 год в Контрольно-счетную палату поступил 221 проект законов и постановлений. Контрольно-счетной палатой в отчетном году подготовлено 221 экспертных заключений, из которых 140 на проекты законов и 81 на проекты постановлений областной Думы.

Анализ учета предложений и замечаний Контрольно-счетной палаты, изложенных в заключениях, показал, что из 100 законопроектов и 62 проектов постановлений Курской областной Думы, принятых областной Думой в 2013 году, Контрольно-счетной палатой было внесено 120 предложений и замечаний (115 - по проектам законов Курской области и 5 - по проектам постановлений Курской областной Думы). Полностью или частично учтено 46 предложений и замечаний (36 и 10 соответственно) или 38,3 % в принятых 43 законах Курской области и 3 постановлениях Курской областной Думы.

За 2013 год в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", работниками Контрольно-счетной палаты проведена экспертиза 91 проекта законов Курской области.

В законопроектах, содержащих коррупционные факторы, были выявлены положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Кроме того, выявлены коррупциогенные моменты, такие как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения; дублирование полномочий органов местного самоуправления; отсутствие или неполнота административных процедур, выражающаяся в отсутствии должной правовой регламентации процедуры.

Предложения и замечания Контрольно-счетной палаты в основном сводились к необходимости приведения отдельных норм проектов, в соответствие с законодательством, устранения внутренних противоречий и уточнению финансово-экономических обоснований, в части их обоснованности и соотношения объема средств, необходимых для их реализации с объемом средств, предусмотренных в областном бюджете.

4. Стандарты внешнего государственного финансового контроля, методики проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, а также организации и осуществления иной деятельности Контрольно-счетной палаты.

Одной из задач, стоящих перед Контрольно-счетной палатой, является создание методологической базы, которая позволяет значительно улучшить организацию ее работы по всем направлениям и видам деятельности, а также существенно повысить качество и результативность контроля.

В рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в 2013 году Контрольно-счетной палатой продолжена разработка стандартов внешнего государственного финансового контроля (СВГФК) и стандартов организации деятельности (СОД) Контрольно-счетной палаты.

В дополнение к действующим с 2011 года 17 стандартам, в 2013 году были рассмотрены и утверждены Председателем Контрольно-счетной палаты три новых стандарта:

СОД 4 " Порядок привлечения специалистов государственных, муниципальных контрольных органов, специалистов государственных и негосударственных организаций и независимых экспертов по вопросам, требующим специальных знаний и навыков к участию в контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, проводимых Контрольно-счетной палатой Курской области",

СВГФК 56 "Порядок организации системы управления качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетной палаты Курской области",

СВГФК 40 "Порядок организации и проведения совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Курской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований Курской области".

В отчетном году были внесены изменения в стандарт СОД №3 "Стандарт подготовки ежегодного отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области".

В 2013 году уделялось внимание и расширению базы методического и методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты, в частности приняты следующие документы:

"Методические рекомендации по проведению внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов (распорядителей) бюджетных средств";

"Порядок осуществления контроля за исполнением представлений и предписаний".

В целях обеспечения доступа объектов контроля и иных заинтересованных лиц к информации о стандартах применяемых Контрольно-счетной палатой, они размещены на официальном сайте Контрольно-счетной палаты.

5. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты.

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой продолжено взаимодействие как со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами других субъектов РФ, в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, так и с контрольно-счетными органами муниципальных образований Курской области.

По предложению Счетной палаты РФ проведен мониторинг изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти Курской области. Информация по результатам мониторинга в 2013 году подготовлена информация в Счетную палату РФ.

Продолжено взаимодействие с Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ. Регулярно информация о деятельности Контрольно-счетной палаты размещалась на страницах научно-практического журнала "Вестник АКСОР", председатель Контрольно-счетной палаты входит в состав ревизионной комиссии АКСОР. В декабре 2013 года председатель Контрольно-счетной палаты приняла участие в проводимом Счетной палатой РФ совещании по вопросам совершенствования контроля за эффективностью бюджетных расходов и во всероссийском совещании контрольных органов по вопросам совершенствования государственного контроля.

В рамках Курской областной ассоциации контрольно-счетных органов Контрольно-счетная палата осуществляет сотрудничество с контрольно-счетными органами муниципальных образований. Им предоставляется со стороны Контрольно-счетной палаты как информационная, так и практическая поддержка. Совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Курской области в отчетном году Контрольно-счетной палатой проведено 11 мероприятий, в том числе 4 контрольных и 7 экспертно-аналитических.

Важным элементом работы Контрольно-счетной палаты является взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами. Сотрудник Контрольно-счетной палаты входит в состав постоянно действующей рабочей группы по координации работы по выявлению преступлений коррупционной направленности при Прокуратуре Курской области.

Взаимодействие с Прокуратурой Курской области, Управлением внутренних дел по Курской области проходит в рамках подписанных двусторонних соглашений о взаимодействии и сотрудничестве.

В прокуратуру, правоохранительные и иные надзорные органы в отчетном периоде направлены 11 материалов.

Органами прокуратуры, Управлением Министерства внутренних дел РФ по Курской области регулярно рассматриваются поступающие материалы проверок Контрольно-счетной палаты. Сведения, содержащиеся в актах проверок, анализируются и используются в дальнейшей работе, в том числе в рамках оперативно-розыскной деятельности. Органами прокуратуры, в случае необходимости принимаются меры прокурорского реагирования, в отдельных случаях материалы направляются для проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ в органы внутренних дел Курской области.

6. Обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты.

6.1. Кадровое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты.

Организация государственной службы в Контрольно-счетной палате Курской области осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции.

В настоящее время в Контрольно-счетной палате сформирован высококвалифицированный кадровый состав. Базовое высшее профессиональное образование имеют все работники, из них практически 80% имеют высшее профессиональное образование в сфере экономики и финансов, 12% - в сфере юриспруденции , 9 работников, или более 50% - имеют два и более высших образования, один - обучается по программе второго высшего образования. Большое значение придается обеспечению преемственности кадров, взаимодействию опытных и молодых сотрудников. Средний возраст гражданских служащих в Контрольно-счетной палате составляет 43 года.

В Контрольно-счетной палате, в рамках реализации мероприятий областной программы "План развития государственной гражданской службы Курской области (2014-2018 годы)", в течение 2013 года на постоянной основе проводилась работа, направленная на совершенствование кадрового состава и повышение профессиональной квалификации государственных гражданских служащих Курской области.

В целях повышения эффективности деятельности Контрольно-счетной палаты большое значение придавалось обеспечению преемственности кадров, передаче опыта. Постоянное внимание уделялось и уделяется повышению профессионального уровня государственных гражданских служащих на курсах повышения квалификации. В 2013 г. повысили квалификации 5 сотрудников.

В 2013 году, за большой вклад в развитие системы государственного финансового контроля Курской области, достижение высоких результатов в профессиональной деятельности, три работника награждены Почетной грамотой Контрольно-счетной палаты, двум работникам присвоен соответствующий классный чин.

6.2. Противодействие коррупции

Противодействие причинам, способствующим возникновению коррупционных проявлений (профилактика коррупции) в 2013 году в основном реализовалось путем осуществления экспертно-аналитической деятельности, в частности работе с проектами нормативных правовых актов поступающих в Контрольно-счетную палату и посредством регламентирования служебного поведения сотрудников Контрольно-счетной палаты.

Сотрудник Контрольно-счетной палаты входит в состав Комиссии Курской областной Думы по проведению антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Курской областной Думы от 8 декабря 2009 года (с последующими изменениями) № 1122-IV ОД. При проведении финансво-экономической экспертизы параллельно проводится и экспертиза на наличие в проектах коррупциогенных факторов. При ее проведении используется Методика утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

В Контрольно-счетной палате формирование рабочих групп по проведению запланированных мероприятий осуществляется с обязательным учетом необходимости исключения конфликта интересов.

В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов при проведении аудиторскими направлениями Контрольно-счетной палаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с учетом требований антикоррупционного законодательства разработана и утверждена "Памятка государственному гражданскому служащему Контрольно-счетной палаты об основах антикоррупционного поведения на государственной гражданской службе Курской области".

В Контрольно-счетной палате создана постоянно действующая Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных гражданских служащих Курской области, замещающих должности в Контрольно-счетной палате, включая работников Контрольно-счетной палаты не отнесенных к данной категории. Стоит отметить, что за весь период работы указанной Комиссии, заседаний по вопросам рассмотрения коррупционных правонарушений в отношении государственных гражданских служащих Курской области и иных работников Контрольно-счетной палаты не проводилось, что позволяет охарактеризовать гражданских служащих и работников Контрольно-счетной палаты, как соблюдающих предъявляемые требования к их служебному поведению.

6.3. Правовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты.

В 2013 году с участием работников Контрольно-счетной палаты подготовлены проекты нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы бюджетного процесса в Курской области, административного законодательства относящегося к ведению Курской области, а также деятельности коллегии Контрольно-счетной палаты, которые были приняты Курской областной Думой. Это в частности:

два Закона Курской области "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Курской области";

Закон Курской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области";

постановление Курской областной Думы "О внесении изменений и дополнений в постановление Курской областной Думы "О Регламенте Контрольно-счетной палаты Курской области";

постановление Курской областной Думы "О внесении изменений и дополнений в постановление Курской областной Думы "Об утверждении состава коллегии Контрольно-счетной палаты Курской области".

В отчетном году в Контрольно-счетную палату поступило 11 обращений граждан и организаций, из них на 8 обращений даны ответы по существу обозначенных проблем. 2 обращения граждан послужили основанием к уточнению плана деятельности Контрольно-счетной палаты, с целью проверки поднятых вопросов в ходе контрольных мероприятий. 1 обращение было перенаправлено по подведомственности.

Основные аспекты содержания обращений граждан и организаций носили следующий смысловой характер: о назначении и проведении внеплановых контрольно-экспертных мероприятий; о проверке законности и обоснованности выделения субсидий из областного бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъекта; об осуществлении проверки соблюдения законодательства Администрациями районов в части подведомственности Контрольно-счетной палате; о возможности учета недопущения сокращения объема финансирования программных мероприятий в 2014 году при подготовке заключений на проекты законов Курской области.

6.4. Информационное и программное обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты.

В 2013 году Контрольно-счетной палатой была продолжена работа с Курской областной Ассоциацией контрольно-счетных органов, путем обмена документами по электронной почте, размещения на сайте нормативно-правовых и методических материалов, которые необходимы для работы муниципальных контрольно-счетных органов. Установленное программное обеспечение позволило Контрольно-счетной палате полностью перейти на электронный документооборот с комитетом финансов Курской области.

В 2013 году в Контрольно-счетную палату было поставлено оборудование Счетной палаты РФ, что позволило подключиться по закрытой сети к серверной части государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО). ГИАС КСО предназначена для автоматизации контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, обеспечения их эффективного взаимодействия между собой, с органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, организациями и предприятиями, другими участниками бюджетного процесса.

Функциональность Системы подразделяется на три основные группы функций, представленные следующими подсистемами ГИАС КСО:

- комплекс контроля обеспечения основной деятельности КСО предназначен для поддержки, подготовки, проведения и обобщения результатов контрольных мероприятий;

- комплекс программных средств аудита формирования и исполнения бюджета предназначен для обеспечения информационной, технологической и инструментальной поддержки деятельности специалистов КСО;

- хранилище данных ГИАС КСО предназначено для хранения статистической информации, бюджетной системы РФ и субъектов, методических, аналитических материалов КСО, нормативных и других документов о деятельности КСО.

В 2014 году к ГИАС КСО будет подключено не менее 10 рабочих мест специалистов Контрольно-счетной палаты и продолжено дальнейшее освоение и использование в работе всего комплекса.

6.5. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты.

В соответствии с Законом Курской области от 11.12.2012 года №124-ЗКО "Об областном бюджете Курской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" с последующими изменениями Контрольно-счетной палатой в 2013 году израсходовано 19199,4 тыс. рублей, что составляет 99,4% от запланированного. Все средства направлены на улучшение материально-технической базы, проведено переоснащение компьютерной и офисной техники. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Объем средств на уплату налога на имущество в 2013 году составил 246,8 тыс. рублей.

Продолжена работа по переходу на электронный документооборот с комитетом финансов Курской области (по состоянию на 31.12.2013г. производится отправка платежных документов и расходных обязательств в электронном виде, передача отчетности проводится в тестовом режиме).

В соответствии с программой "Развитие государственной гражданской службы Курской области на 2009-2013 годы" (постановление Администрации Курской области от 22.12.2009 года №449) в 2013 году 37,8 тыс. рублей на обучение 5 сотрудников Контрольно-счетной палаты.

7. Задачи Контрольно-счетной палаты на 2014 год.

Дальнейшее развитие и установление более тесной связи с муниципальными контрольно-счетными органами путем проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий должно способствовать повышению эффективности внешнего финансового контроля на территории области.

Реализация вступившего в силу с 1 января 2014 года Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требует активного участия органов внешнего финансового контроля, путем разработки стандартов по осуществлению анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок и оценки результативности расходов на закупки. Необходимо не только обобщать результаты осуществления закупок, устанавливая причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, но и систематизировать информацию о реализации предложений направленных на повышение результативности закупок.

Усилить контроль за осуществлением инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности.

Более широкое внедрение в практику деятельности аудита эффективности , который предполагает не только проверку степени достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, мешающих их полному достижению.